Слободчики» Строгановы
Своеобразной формой «временного», фактически же пожизненного, феодального землевладения были земли так называемых «слободчиков». Термин «слобода» происходит от слова «свобода», то есть некоторые деревенские и посадские селения оказывались в льготном отношении к податной системе. Например, «именитые люди» Строгановы, получив огромные земли в Соли Вычегодской, Тотьме и Прикамье «на время» и «под условие», создали по существу государство в государстве.
Из актовых источников до нас дошли имена поморских крестьян Спиридона, Кузьмы, Луки и Федора Строгановых (ХУ в.). Наиболее известным стал Аникий (Аника) Федорович Строганов (1497 - 2.09.1569), купец (гость) и солепромышленник. Жил он в Соли Вычегодской. В 1566 г. Аника возглавил группу местных купцов, контролировавших сбор и продажу царского оброчного хлеба. Он же надзирал за деятельностью английских купцов, торговавших через порт Св. Николая (на месте современного города Северодвинска) с другими русскими городами. Аника Строганов оказывал материальную поддержку правительству, им был организован тысячный отряд казаков для отпора набегу крымских татар на Москву. Он был всеуездным земским старостой, возглавлял выборный земский суд. В 1558 г. царь Иван IV Грозный пожаловал Анике огромные владения на реках Каме и Чусовой. В августе 1566 г. в знак царской милости Аникий и его сыновья со всеми промыслами и земельными угодьями были «отписаны» в опричнину. Его сыновья, Яков, Григорий и Семен, продолжили дело отца. Яков и Григорий Строгановы получили в августе 1572 г. право на вотчинную армию. Яков основал в 1570 г. судостроительную верфь в Соломбале, на которой голландские корабельные мастера построили два морских судна для плавания из устья Северной Двины к сибирской реке Оби. Младшее поколение Аники Строганова, Семен Аникиевич, Максим Яковлевич, Никита Григорьевич, пригласившего на службу Ермака Тимофеевича и организовало поход своих вотчинных войск в Западную Сибирь (около 1581 г.); другой поход (1592 г.), но уже без Ермака, привел к полному завоеванию Сибири. Отсюда начался великий «исход» севернорусского населения в Сибирь, на Дальний Восток, вплоть до Аляски и Калифорнии.
Взгляд на запад
Но было движение и на запад. В 1494 г. русский дипломат Дмитрий Зайцев, возвращаясь на родину из Дании, впервые проложил морской путь вокруг Скандинавии к устью Северной Двины. Морские плавания вокруг Скандинавии совершили Григорий Истома в 1496 г. и Дмитрий Данилович Герасимов (Митя Малый) в том же году. Отправившись в Данию далеким кружным путем через Белое и Баренцево моря, Д.Д. Герасимов впервые познакомился с отважными русскими мореходами-промышленниками. В качестве посла он побывал в Швеции, Голландии, Пруссии, Австрии, Италии. Он хорошо знал латинский и немецкий языки. На чертеже 1523 г. (вероятный автор карты Герасимов) подробно изобразил северо-западный угол Азии с восемью реками, несколькими городами и наименованиями народов («югра», «обдоры», «самоеды», «тунгусы», «байда» ): На основе бесед с Герасимовым, побывавшим в Риме в 1525 г., были составлены две карты Московии Батисты Аньези и анонимного автора. Итальянец Иовий Павел (Джовио Паола) Новокомский по рассказам Герасимова составил описание Московии, в котором назвал своего собеседника «русским Колумбом». Д.Д. Герасимов был знаком с Сигизмундом Герберштейном, дважды встречался с ним (1517, 1526 гг.). Он помогал переводить «псалтырь» Максиму Греку (Михаилу Триволису) в 1518 - 1519 гг., первым сообщившему русским читателям об открытии Америки Христофором Колумбом.
В конце ХУ - XVI в. русские промысловики уже плавали в моря Арктики, в поисках лежбищ морского зверя они достигали Новой Земли на востоке и Шпицбергена на западе. Продвигаясь от Кольского полуострова на запад, поморы приплывали в Варангер-фьорд, где их внимание привлекли «лопарские» ярмарки в Карлеботоне (Варангер), Хьервоге (Айддегопп) и Вайде-губе. Истоки этих русско-норвежских связей были очень давними. Однако мирное сотрудничество наладилось не сразу. Надолго исконные саамские земли Финмаркена (Финнмарка) и Кольского полуострова стали ареной сражений между «мурманами» (норвежцами) и новгородцами. В 1251 г. князь Александр Ярославич Невский договорился с норвежцами о «двоеданстве» саамов, однако отсутствие четко обозначенных границ привело впоследствии к многочисленным вооруженным и дипломатическим столкновениям. В 1326 г. Норвегия и Новгород подписали, наконец, мирный договор, согласно которому норвежцы отказались от притязаний на Кольский полуостров и признали его сферой русских интересов. Общий же сбор дани-ясака с саамов существовал вплоть до конца ХУ в.
К этому времени относится конец легендарных рассказов о Биармии (в средневековых скандинавских сагах - «Бьярмаланд»). Каждый источник, взятый в отдельности, сообщал о «своей» Биармии, переместившейся в течение IX - ХУI вв. с востока на запад, от устья Северной Двины (исландские саги IX - ХН вв.) через Карелию на Кольский полуостров (Олаус Магнус в ХУ - ХУI вв. поместил ее за полярным кругом между 900 и 850 с.ш.); наконец, Антоний Дженкисон на карте 1562 г. обозначил Биармию севернее «Лаппии», а на карте Московии г. Герритса 1613 г. («Чертеж царевича Федора Годунова») она вообще отсутствует. Позднее о Биармии забыли.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 522;