Проблема сочетаемости языковых единиц
Названные таксономические классификации строятся на основании дистрибутивного различения по признакам классов, подклассов и подподклассов единиц каждого из ярусов языка. Образуется номенклатура классов, подклассов и подподклассов, или таксономия языковых единиц. Значение этих классификаций состоит в том, что они определяют единицы каждого из ярусов в их самых существенных общих свойствах, так как предполагается, что единицы и классы, таким образом установленные, обладают полной свободой комбинирования друг с другом. Поэтому таксономические классификации являются универсальными, приложимыми к любому языку.
Однако отдельный этнический язык не допускает полной свободы комбинирования единиц нижележащего яруса для создания единицы вышележащего яруса. На каждом ярусе есть свои правила, ограничивающие свободное комбинирование единиц. Так, в русском языке слоги могут создаваться из одних гласных - а (союз); из согласной и гласной - та (местоимение); из гласной и согласной - аз (название буквы); из согласной, гласной и согласной - таз 'утварь'; из двух согласных и гласной - ста (род.п. ед.ч. числ. сто); из гласной, согласной и согласной - аст(ра) 'цветок'; из согласной, согласной, гласной и согласной - (гомео)стаз 'устойчивое состояние'; из согласной, согласной, гласной, согласной и согласной - старт 'начало пути'.
В китайском языке сочетаемость гласных и согласных строго ограничена: цйан 'пика', йан 'солнце, свет', ан 'смотреть вверх', а (междометие), йа 'изящный', цзйа 'семья', т.е. максимальной формулой слога является: согласный, полугласный, гласный и носовой*.
*(См.: Иванов А.И., Поливанов Е.Д. Грамматика современного китайского языка. М., 1930.)
Таким образом, в русском языке существует запрет на дифтонги и трифтонги, отдельные частные запреты на сочетаемость согласных и полная свобода комбинирования гласных и согласных. В китайском любой согласный потенциально сочетается с любым гласным только в прикрытых слогах, а закрытые слоги образуются только одним носовым.
Подобные ограничения существуют и на уровне морфем: различаются языки префиксальные и суффиксальные. В суффиксальных языках (тюркские, монгольские, дравидские и др.) префиксы, как правило, невозможны; в префиксальных - возможны и префиксы и суффиксы. Это же касается и порядка слов как грамматической формы. Область применения этой формы в каждом языке своя.
Ограничения в самом языке не выражаются в виде определенных запретов на комбинирование единиц. Но на каждом из ярусов существуют единицы, которые языковое сознание говорящих на данном языке и регулярность употребления делают общепризнанными. В каждом языке, при обилии возможностей комбинировать качества звуков, звуки воспроизводятся в определенных качествах как фонемы; список морфем дает образцовые единицы с ассоциативным значением, но предполагает и создание новых морфем; словарь языка допускает появление окказионализмов и неологизмов; на ярусе словосочетания представлены термины, идиомы и фразеологизмы, являющиеся образцами для свободных словосочетаний; на ярусе предложения существуют стандартные конструкции, дающие образцы форм предложений.
Наличие образцов предполагает как бы рекомендации для комбинирования единиц надлежащего уровня. Рекомендации действуют как строгие ограничения, так как если какие-либо действия рекомендованы, то прочие действия не рекомендованы, т.е. фактически запрещены. По образцам и на основании их свободного использования строятся правила комбинирования единиц на каждом из ярусов. Эти правила учитывают принятое в данном языке "поведение" одних и тех же единиц в качестве разных членов парадигм в одних и тех же синтагмах.
Разбирая вопрос об ограничении и правилах сочетаемости звуков речи, А.А. Реформатский сначала анализирует основные фонетические процессы, связанные с сочетанием звуков в речи на любом языке: редукцию, аккомодацию, ассимиляцию, диссимиляцию, диерезы, эпентезы, протезы, метатезы как универсально представленные в языках явления, характеризующие связь звуков в потоке речи, и дает схему счета слогов в зависимости от ударения. Затем он переходит к комбинациям звуков, характерным для конкретного языка: "Для выполнения этой роли - складывания и различения значимых единиц языка-фонемы [т.е. ограниченные и исчисляемые основные звуковые единицы данного языка. - Ю.Р.] должны быть противопоставлены друг другу в системе языка" [5, 21]. Число позиций и фонем в конкретной морфеме определяется числом замен, дающих новую морфему данного языка. Например, в морфеме вор- три фонемы, так как замена в на м дает мор-, замена о на а дает вар-, а замена р на л дает вол-.
Но число фонем в морфеме, и дистрибутивно выделенное, и отождествленное по сильной и двум слабым позициям во всех морфемах данного языка, ничего не говорит о характере звуковой цепи в данных языках, которая зависит от типа слогов, характера начала и конца слова, возможности или невозможности скопления согласных, зияния, наличия или отсутствия редукции и т.п. Именно этот характер сочетаемости фонем в морфемах в данном языке должна выяснить фонология, причем "брать морфемы, а не слова и определять состав фонем каждой морфемы независимо от тех позиционных условий, в которые они попадают в слове" [5, 219]. Это можно пояснить примером [с∧ма / п∧ймал/а с∧ма], где в первом и последнем словах с, м и а звучат и различают слова, а звук [∧] не может различить корни сом и сам. Для этого его надо поставить в сильную позицию, т.е. перенести на него ударение: сом и сам (им.п.). Синтаксическая трансформация звуков уясняет их качества и дает принцип сочетаемости звуков конкретного языка в виде последовательной системы, охватывающей количество и группировку фонем (по соотношению гласных и согласных и по оппозициям в пределах каждой группы), типы позиций и факторов, обусловливающих те или иные позиции, и возникающие в слабых позициях вариации и варианты. Реформатский описывает так называемое правило Потебни о редукции гласных в русском языке, приводящей к позиционному варьированию гласных фонем. Для этой цели слоги по отношению к ударному слогу рассматривается в следующем порядке:
второй предударный: различаются гласные [и, ы, у, ъ, ь], не различаются гласные [а, о, э];
первый предударный: различаются гласные [и, ы, у, ∧, ы], не различаются гласные [а, о, э]; ударный: различаются все гласные; первый заударный: различаются гласные [и, ы, у, ъ, ь], не различаются гласные [а, о, э];
второй заударный: различаются гласные [и, ы, у, ъ, ь], не различаются гласные [а, о, э].
Отсюда выводятся варианты гласных фонем: {а} - [∧, и, ь, ъ]; {о} - [∧, ы, ъ, и, ь]; {э} - [и, ы, ь].
Из примеров видно, что дистрибутивная синтагмати-ко-парадигматическая классификация, описывающая комбинаторику единиц конкретного языка, строится на следующих основаниях: 1)учет всех единиц данного яруса и их дифференциальных (различающих) и интегральных (сопутствующих по контексту употребления) признаков; 2) рассмотрение позиций, которые может занимать каждая такая единица в синтагмах и парадигмах вышележащего яруса; 3) вывод правил сочетаемости единиц исследуемого яруса, характерных для данного языка, и описание изменений интегральных признаков в зависимости от состава сочетаний.
При создании дистрибутивной классификации единиц языка всегда остается неуверенность в том, все ли отмеченные случаи комбинаций учтены и правильно ли оценены трансформации, созданные исследователем. Полученная дистрибутивная классификация и правила сочетаний единиц языка проверяются всей общественно-языковой практикой.
Составление правил комбинаций единиц по синтагматико-парадигматическим отношениям - длительный процесс. Языкознание разрабатывает ярус за ярусом. Сначала изучаются формы свободных словосочетаний и предложений, так постепенно выстраивается описание грамматики конкретного языка. Затем формируется фонология и изучается морфемный ярус. XX век развил исследования по комбинаторике слов в теории валентности, или сочетаемости слов, развил описание парадигм словообразования в теории моделирования слов, где рассматриваются правила сочетаемости корней и аффиксов; в это же время начали исследовать словосочетания как лексические единицы, приступили к полному описанию идиом, фразеологизмов и терминов. В описании каждого языка эти исследования находятся на разной степени продвинутости.
Изучение правил сочетаемости единиц определенного яруса всегда касается двух ярусов, так как правила сочетаний даются для нижележащего яруса, а синтагмы и парадигмы - для вышележащего. Поэтому фонология-это учение о морфемах и звуках, их составляющих; грамматика - это учение о словах в их отношении к синтаксическим формам словосочетаний (и эквивалентным им формам предложений); словообразование - это учение о сочетании морфем в их отношении к составу слов; лексикология - это учение о сочетаниях слов в их отношении к смысловым структурам частей предложений и предложений на фоне таких единиц, как термины, фразеологизмы и идиомы. Правила сочетаемость лексем).
Рекомендуемая литература
1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М., 1963. Т. 2.
2. Булаховский Л.А. Введение в языкознание. 2-е изд. М., 1953.
3. Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний. (На материале русского языка) // Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
4. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения. (На материале русского языка) // Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.
5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967.
6. Рождественский Ю.В. Типология слова. М., 1969.
7. Семереньи О. Введение в сравнительное языкознание. М., 1980.
8. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М., 1977.
9. Фортунатов Ф.Ф. Сравнительное языковедение // Избр. труды. М., 1956. Т. 1.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 534;