Выделение единиц языка
Ф. де Соссюр (1857 - 1913) говорил, что в языке (как предмете языкознания) "нет ничего, кроме различий". Это значит, что материал речи не может быть основой отвлечения признаков. Язык бывает письменным и устным. Материал письменной и устной речи (звуки речи и знаки на бумаге) различен. Тем не менее это один язык. Это значит, что связь устной и письменной речи, существующая как общественное установление, и есть материя языка. Такая материя, составленная из правил устно-письменных корреспонденции, есть форма. Субстанция этой формы - различия в звуках и графических знаках, благодаря которым мы распознаем их корреспонденции и многообразие [18].
Единицы языка выделяются путем отождествления сходных по звучанию и значению единиц текста. При этом одновременно происходит распределение единиц по парадигмам и парадигматическим классам, т.е. систематизация единиц. Все это возможно благодаря синтагматико-парадигматической модели языка.
Единицы выделяются, т.е. очищаются от сопутствующих признаков. Так, звуки речи влияют друг на друга, подчиняются влиянию ритма и метра, связаны в одно целое с тембром и интонацией. Такими звуки речи представляются непосредственному наблюдению. В этих органически спаянных физическими свойствами конгломератах надо выделить свойства, составляющие языковую сущность данной единицы. Это значит найти у единицы признаки, позволяющие ей быть отдельной сущностью, передавать смысл, сохраняя независимое физическое качество. Это значит найти у звуков (или других единиц) признаки, не зависящие от их комбинирования с другими единицами. Такие признаки называют существенными, т.е. выражающими сущность, самостоятельность, потенциальную отдельность единицы.
Признаки, вызванные вхождением в комбинации, являются сопутствующими, несущественными. Выделение единицы есть нахождение ее существенных признаков и сведение по этим признакам случаев разного употребления этой единицы в один класс. Класс употребления одной единицы с неизменными признаками называют инвариантом, а отдельное употребление - вариантом.
В логике построение классификации основано на том, что совокупность фактов распределяется по классам, затем по подклассами т.д. вплоть до отдельных явлений. Само деление явлений на классы зависит от существенных свойств этих явлений. Языкознание имеет дело с фактами языка (различными). Это ставит перед лингвистической классификацией следующие задачи: 1) разделить факты языка на классы; 2) уточнить место каждого факта внутри класса; 3) найти связь классов между собой, являющуюся их существенными признаками, и построить общую систему.
Общая система в языкознании строится на объединении вариантов, т.е. отдельных явлений, единиц речи, в инварианты, т.е. единицы языка, выделенные по существенным признакам. Этому служит синтагматико-парадигматический принцип выделения единиц языка.
Синтагматико-парадигматический принцип применяется с начала создания описаний языка и систематизации языковых фактов, т.е. со времен античности. Представляя эту модель образно-наглядным способом, де Соссюр сравнивал язык с шахматной доской: есть вертикальные столбцы клеток и горизонтальные строки из тех же клеток. Иначе говоря, выделение единиц языка производится с использованием матричного представления.
Де Соссюру принадлежит расширение двух основных понятий, используемых для различения любых единиц языка в логической матрице. Это понятия синтагмы и парадигмы. Раньше термин "синтагма" применялся для обозначения только сочетания слов, а термин "парадигма" - совокупности грамматических изменений одного и того же слова. Де Соссюр распространил применение этих терминов на любую единицу языка, от отдельного звука до разных форм сочетаний предложений. Это помогло уяснить логическую природу выделения любой единицы и объяснить исходные правила лингвистических обобщений речевых явлений. Языковое высказывание после отвлечения от него единиц стиля предстает как линейная последовательность единиц. После этого высказывание сопоставляется с другими высказываниями, содержащими общие и необщие части.
Покажем это на примерах значимых сочетаний букв (условно возьмем прописные буквы): НАС (любят нас), НАГ (он наг), БАС (бас, а не баритон). По соотношению общих и необщих частей сравниваемые высказывания делятся на последовательности единиц: Н - А - С, Н- А-Г, Б- А-С. При этом делении происходит эмпирически наблюдаемое объединение сходных между собой частей высказываний и разделение несходных. Эмпирическое наблюдение, объединение и разделение на основании физического сходства написания и произнесения букв, т.е. значения и форм букв, составляет индуктивное основание для отвлечения языковых свойств букв. Например, Я выражает носовой звук, Б - губной звук, оба звонкие, Н и Б - оба согласные, А - гласный звук. Одновременно различаем сходство и различия в начертании: Н и Б содержат вертикальные и горизонтальные линии и различаются числом вертикальных прямых, а А - наклонные и горизонтальную. Полученные таким образом объединения частей высказываний представляют собой индуктивно определяемые графические единицы языка.
В индуктивном сопоставлении и разделении намечаются основы анализа по синтагмам и парадигмам, так как разделяемые на части высказывания представляют собой последовательности предполагаемых единиц (каждая занимает определенное место от начала последовательности):
1 - 2 - 3Н - А - СКаждое место по отношению к другому месту составляет абстрактную синтагму, а каждая часть высказывания по отношению к другой последующей части - конкретную синтагму.
Все те части других высказываний, которые занимают одно и то же место в абстрактной синтагме и входят в две и более конкретные синтагмы, составляют парадигму. Так реализуется образ шахматной доски (матрицы), где горизонтальные линии - синтагмы, а вертикальные линии - парадигмы.
парадигмы | 1 - 2 - 3 | абстрактная | синтагмы |
Н - А - С | конкретная | ||
Б - А - С |
Эмпирически наблюдаемые сходство и различия единиц языка дают отправные, но приблизительные данные, так как индуктивно-эмпирическое объединение и разделение признаков единиц основывается на признаках, обнаруживающих разную степень физического и смыслового сходства и различия единиц.
Сравни звучания:
Н-А-С Н-Ё-С С-А-М-А Б-А-С Н-О-С С-О-М-АОрфография в примерах скрывает различия в произношении разных Я (твердого и мягкого), а также показывает функциональные различия О и А (сама - сома), скрытые единством произношения.
Вот почему необходима формальная проверка эмпирических наблюдений сходства и различий в материале и значениях высказываний и их частей. Для этого индуктивный анализ дополняется дедуктивным. Дедуктивный анализ осуществляет формальную проверку индуктивных наблюдений и доказывает или опровергает правильность индукции.
Дедуктивная формальная проверка основана на анализе употребления индуктивно выделенных языковых единиц. Для того, чтобы каждая единица языка была отделена от другой правильно, необходимо, чтобы она употреблялась как отдельная, свободно комбинируемая единица. Если употребление единицы покажет ее отдельность, то индукция была верна, если же не покажет, то необходимы новые наблюдения и новые индуктивные выводы.
Отдельность употребления устанавливается тогда, когда показано, что единица имеет свою совокупность мест в разных высказываниях. Если единица имеет только ей одной присущую совокупность мест, то она отделяется от других подобных единиц не только по признакам материала и значения, но и по признакам употребления:
1 - 2 - 3 Н - А - С (нас нет)С - Н - А (сна нет)Из сравнения видно, что Я встречается на 1-м и 2-м местах, А - на 2-м и 3-м, С-на 3-м и 1-м. Так подтверждается самостоятельность, индивидуальность употребления Н, А и С и тем доказывается, что они не только не схожи между собой по звуку (и графической форме) и по различаемым с их помощью значениям (в нашем случае - значениям букв и слов), но и по употреблению. Так дедукция проверяет индукцию.
Этот принцип разграничения единиц по сходству и различию материала речи, значений и употребления применяется к разграничению всех языковых единиц. Правило разграничения называется дистрибутивным различением и формулируется так: если две наблюдаемые единицы употребляются в общих и необщих парадигмах, то это разные единицы; если две единицы имеют только общие или только необщие парадигмы, то это неразличаемые по употреблению единицы, а следовательно, нельзя утверждать, что это разные единицы. Сравним:
1 - 2 - 3 1 - 2 - 3 Н - А - С Н - А - С С - Н - А Б - А - С(Н-1, 2; А-2, 3; С-1, 3; Б, Н-1; А-2; С-3). Во втором случае (НАС/БАС) различие Я и Б по употреблению не устанавливается.
Это правило служит для отбора фактов языка. Для того, чтобы разграничить единицы языка, достаточно подобрать одну или несколько различных по субстанциональным признакам единиц языка, которые обнаружат различие единиц и по употреблению.
Выделение единиц по материалу, значению и употреблению представляет собой логическую фигуру, использовавшуюся с древности для различения, "разведения" понятий. В логике для построения родо-видовых классификаций необходимо сначала отделить объекты классификации друг от друга, затем дать им дефиниции на основании выделенных признаков (так как общий признак ряда объектов есть основание дефиниции) и, наконец, на общем логическом основании свести предметы в классы по признакам, различающим их на фоне общего признака. Этот принцип выдерживается и в языкознании.
Различение единиц языка производится до установления классов и построения дефиниций с помощью логической фигуры "разведения" понятий. Эта фигура предшествует установлению родо-видовых отношений между понятиями, так как прежде чем дать дефиницию, необходимо сначала представить объем понятия, которое затем будет определено и поставлено в родовидовые отношения к другому понятию. Логическая фигура "разведения" понятий относится к установлению объектов разных видов, равно принадлежащих к одному и тому же роду. Так, стул, кресло, вольтеровское кресло и т.д. - предметы мебели, предназначенные для сидения - должны быть отграничены друг от друга, так как их общий признак 'мебель, служащая для сидения' не устанавливает границ между разными видами этого класса мебели.
Особенность логической фигуры "разведения" понятий состоит в том, что она избегает так называемого логического круга. Например: стул - мебель, стол - тоже мебель; стол и стул - мебель. Различия между столом и стулом не могут быть определены словом мебель. Отделить стол от стула можно, сказав, что стул - это стул, а стол - это стол; один из них обладает признаком "стульности", а другой - "стельности", но это тавтология. Поэтому приходится прибегать к функциональным определениям: стул - 'мебель для сидения', стол - 'мебель не для сидения'.
Для решения этого вопроса при различении единиц языка по употреблению прибегают, как было сказано выше, к понятиям синтагм и парадигм. При этом синтагма составлена из парадигм, располагающихся на каждом месте абстрактной синтагмы, но и сама парадигма определяется как совокупность единиц языка, употребляющихся на одном и том же месте в синтагме. Отсюда синтагмы определяются через парадигмы, а парадигмы - через синтагмы (как будто бы логический круг!). Выход из логического круга состоит в том, что синтагмы соотносятся с парадигмами через единицы языка, а единицы языка позволяют отличить синтагмы от парадигм по употреблению в них единиц языка. Пример НАС/СНА показывает это наглядно:
I II IIIН + + -А - + +С + - +I позиция (т.е. совокупность мест, общая для всех высказываний) характеризуется элементами Я, С; II позиция - Я, А; III позиция - А, С. Тогда как каждая единица характеризуется своей позицией: Я -1, II; А - II, III; С -1, III. Это значит, что Н/А, Я/С и А/С различают разными характеристиками I, II и III позиции, и эти позиции, в свою очередь, различают элементы: Я-1, II; А -II, III; C-I, III.
Поскольку в данном примере доказано, что Я, А и С - разные единицы, можно проверить, правильно ли индуктивно найдены их существенные признаки. В области значения А отличается от Я и С признаком гласности; Я и С различаются признаком назальности и соединяются признаком согласности. В области материала речи И и С различаются наличием второй вертикальной черты и округленной черты, а гласная А отличается от согласных Я и С наклонными чертами.
Этот логический анализ в языкознании оснащен своими терминами. Любое явление языка-речи представляется от начала к концу высказывания как последовательность мест элементов, идущих в одном направлении по линии времени.
Распределение элементов, из которых составлены сравниваемые явления речи, называют дистрибуцией. Она описывается как сумма мест, которые занимают элементы явления речи. Далее сравниваются несколько явлений речи с однородным составом элементов. Поэтому дистрибуцией называют также характеристику изучаемого элемента по сумме занимаемых им мест.
Парадигмой называют совокупность элементов, употребляемых на одном и том же месте при сравнении разных явлений речи. Места указывают расположение элемента в конкретной синтагме, т.е. в явлении речи. Одно и то же место от начала последовательности в разных конкретных синтагмах называют позицией. Последовательность позиций называют абстрактной синтагмой.
Конкретная синтагма - это последовательность элементов в конкретном явлении речи, абстрактная синтагма - это абстрагированный от конкретных синтагм порядок позиций, данных местами элементов конкретной синтагмы. Поэтому нередко термин "место" в абстрактной синтагме синонимически замещается термином "позиция".
Соотношение синтагм и парадигм дается через элементы не менее чем двух явлений речи. Разные элементы, занимающие одну и ту же позицию (место в абстрактной синтагме) и составляющие парадигму, находятся в контрастном распределении. Разные элементы, занимающие разные позиции (разные места в абстрактной синтагме), находятся в дополнительном распределении. Если разные элементы занимают позиции и контрастного и дополнительного распределения, то они различаются дистрибутивно (т.е. не только по видимому сходству или различию, но и по употреблению). Если разные элементы (например, Я и Б, А и С в примере НАС/БАС) занимают позиции только контрастного распределения (Я и Б) либо только дополнительного распределения (А и С), то они не различаются дистрибутивно (т.е. могут различаться внешними признаками, но не своим употреблением).
В языкознании отдельными языковыми сущностями считаются лишь такие, которые различаются не только своей формой, но и употреблением, соотнесены со значением, т.е. различаются дистрибутивно. Такие элементы называют инвариантами. Элементы, которые различаются только внешними признаками, но не по употреблению (т.е. не различаются дистрибутивно), называют вариантами. Вариантов всегда больше, чем инвариантов. Поэтому на основании дистрибутивного различения варианты всегда относятся к определенному (одному) инварианту.
Инвариантизация речевых явлений составляет переход к описанию независимых и свободно комбинируемых в речи языковых сущностей в виде классов. Для создания классификации выделенных единиц языка необходимо расположить инварианты так, чтобы выдерживался родо-видовой принцип. Родо-видовой принцип классификации, с одной стороны, должен сочетаться с явлениями речи, а с другой стороны, объединять выделенные инварианты в классы по сходству или различию признаков материи, значения и употребления.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 1522;