Методология науки и принципы психологической работы.
И в научно-исследовательской, и в практической работе психолог пользуется определенными методами, то есть способами организации собственной деятельности, направленными на достижение поставленной цели.
Метод - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
В то же время выбор и объединение методов, их разработка связаны с более общим понятием – методологией. Термин«методология» переводится как «учение о методе».
Методология науки- это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований.
В окружающей пространственно-временной реальности существование предметов и явлений подчинено определенным зависимостям. В целомметодология определяет те принципы и приемы, которыми руководствуется (или должен руководствоваться) человек в своей деятельности, учитывая эти зависимости. Ее функция двояка: с одной стороны, методология позволяет описать и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации, с другой - в рамках методологии вырабатываются рекомендации, правила, т.е. те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности.
Если рассматривать метод как «способ организации деятельности», то в широком смысле к «способам» относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Следовательно, целесообразно говорить о различных уровнях методологии. Применительно к науке различаютфилософскую и специально-научную методологии.
О философской методологии говорят как о той основе, на которой базируется деятельность; как учении о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Философия определяет исходные позиции ученого в отношении действительности. Например, в зависимости от философской ориентации исследователь будет пользоваться в интерпретации событий диалектическим методом, предполагающим представления о качественных этапах развития и опирающимся на анализ противоречий, либо метафизическим методом, исходящим из количественного понимания развития.
Крупные философские учения выступают также в роли методологической основы определенных научных направлений. К этому уровню методологии относится рассмотрение общих форм научного мышления, например, обсуждение специфики гуманитарного и естественнонаучного методов познания. К положениям, соразмерным с уровнем общей методологии науки, относятся, например, следующие законы материалистической диалектики:
► материя первична, а сознание, психика – вторичны (из этого следует, что психолог в своей работе должен учитывать условия жизнедеятельности людей, их влияние на сознание, отношения людей к тем или иным событиям, другим людям и т.п.);
► окружающий мир познаваем для человека;
► все в мире находится в непрерывном движении, изменении;
► закон перехода количественных изменений в качественные;
► источником развития является единство и борьба противоположностей;
► развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного (закон отрицания отрицания).
Данные положения составляют общую методологию всей науки. В конкретных отраслях они выступают в качестве принципов данной науки.
В рамках специально-научной методологии выделяются несколько уровней:
1) уровень общенаучной методологии,
2) уровень конкретно-научной методологии,
3) уровень метода как конкретной методики (или способа действий с объектом).
Кобщенаучной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а с широким кругом наук (не расширяясь до общемировоззренческих установок).
К этому уровню относятся, например:
* концепции системного научного анализа;
* структурно-уровневый подход;
* кибернетические принципы описания сложных систем и др.
На данном уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности ученого, в частности общие проблемы построения эксперимента, наблюдения, моделирования.
К уровню общенаучной методологии относятся следующие принципы, организующие исследовательскую деятельность ученых:
- о социальной обусловленности заказа исследования;
- единстве теории и практики;
- объективности рассмотрения психологических явлений, независимости от субъективных оценок исследователя;
- всесторонности изучения явления (принцип всеобщей связи);
- единстве исторического и логического (принцип развития);
- верифицируемости, воспроизводимости результатов исследования.
Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные проблемы в рамках конкретных наук - как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Разработка эта осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами. Каждая из систем имеет свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.
Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:
1. Принцип системного детерминизма психического.
Детерминизм- причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин и факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется, прежде всего, его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей обусловливаются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.
2. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условийгласит: любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).
3. Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).
4. Принцип единства психики (сознания) и деятельности состоит в том, что психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешнюю форму выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует. Поэтому лучшим способом исследования психических явлений является их изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).
5. Принцип системности(системного строения психического явления) требует анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя "слепить" из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.
6. Принцип развитияпредполагает рассмотрение психических явлений в постоянном изменении, движении и развитии, разрешение противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминантов развития и проявления психики. Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.
В настоящее время в качестве мировоззренческой основы психологической антропологии (науки о человеке), расширяющей границы понимания человека, сложившиеся в материалистической диалектике, может быть определена философская антропология как учение о целостности человеческой реальности. Человек в философской антропологии понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Одним из постулатов является положение о бесконечности человека, о принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление «человека в человеке», его живой человеческой индивидуальности, присущее психологии.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 569;