Вопрос 4. Представительство без полномочий и его гражданско-правовые последствия.
Важную роль с практической точки зрения играют последствия заключения сделки неуполномоченным лицом, установленные в ст. 183 ГК. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
Следует согласиться с М.И. Брагинским и В.В. Витрянским, считающими, что «необходимо ограничительное толкование этой нормы: соответствующие последствия - договор признается заключенным с представителем - наступают только при наличии согласия третьего лица». Такое толкование вполне логично, поскольку третье лицо, видевшее в лице «представителя», не имеющего полномочий, лишь стоящего за ним представляемого, изначально хотело иметь дело с представляемым. Если же оказалось, что представитель не имеет полномочий, сделку следует считать заключенной с представителем лишь в том случае, если на это согласен контрагент.
Еще одно условие применения ст. 183 ГК - необходимость наличия у лица, действующего без полномочий, необходимой право- и дееспособности на совершение сделки. Так, правоспособность банков (кредитных организаций) ограничена законом: они не могут заниматься производственной, торговой или страховой деятельностью (ст. 5 Закона о банках). Если банк без надлежащих полномочий выступит от имени поставщика по договору поставки товаров, такая сделка не может считаться заключенной от имени банка на основании ст. 183 ГК, поскольку банки не могут заниматься торговой деятельностью: соответствующая сделка будет ничтожной (ст. 168 ГК). Следует также отметить, что если неуполномоченное лицо заключает сделку без лицензии, необходимой по действующему законодательству, соответствующая сделка будет оспоримой (ст. 173 ГК).
Необходимо также иметь в виду, что правило п. 1 ст. 183 ГК применяется лишь в отношениях представительства. Оно не касается превышения полномочий органом юридического лица либо превышения компетенции органом публично-правового образования, поскольку к публично-правовым образованиям (п. 1 ст. 124 ГК) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (п. 2 ст. 124 ГК). В таких случаях следует применять положения ст. 168 или ст. 174 ГК. Кроме того, суд не может признать представителя стороной по соглашению, заключенному во изменение или дополнение основного договора. Такое соглашение признается ничтожным, поскольку является неотъемлемой частью упомянутого договора и не может существовать и исполняться отдельно от него.
Если представитель действовал без полномочий, но в последующем представляемый одобрит совершение сделки, то это делает сделку заключенной и создает, изменяет и прекращает для представляемого гражданские права и обязанности с момента ее совершения (п. 2 ст. 183 ГК).
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 515;