Этап истории психологии как науки – развитие психологии как самостоятельной науки.
Предмет психологии как науки
«Когда один древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, он не ошибся», - писал российский психолог М.С. Роговин в одной из своих книг в 60-е годы. Мудрец правильно определил то, что лежит в основе психологии. Постоянно растущий интерес к психологии сегодня – общепризнанный факт. Более того, социологи, политологи прогнозируют, что XXI век будет веком наук, связанных с изучением человека, и прежде всего, его психологии.
Осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, спорте без понимания закономерностей человеческой психики невозможно.
Для человека нет большего источника интереса, чем он сам. Благодаря этому развивается психология житейская и научная.
Ежегодно издается более 10 тысяч работ по психологии. Человеческий интеллект не в состоянии переработать такого количества информации. Это затрудняет постижение научной психологии.
Всякая наука и ее возникновение связано с жизненными потребностями. Возникновение психологии было обусловлено, в первую очередь, потребностями людей, и в этом история психологии связана с историей других наук. Но, несмотря на возможные аналогии с возникновением других наук, психология имеет специфические особенности. Психолог XIX века Герман Эббингауз афористично заметил, что у психологии “огромная предыстория и очень короткая история”. Действительно,
Этап существования психологии – так называемый донаучный; психология возникла с возникновением человека и сконцентрировала в себе знания в виде религии, художественной литературы, фольклора («семь раз отмерь - один отрежь», «чужая душа - потемки»).
2 этап - развитие психологии в недрах философии т.к. каждый философ рассматривал особенности психики человека. (см. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. – М., 1996. – С.23. – Лекция №2).
Если делать краткий исторический экскурс, следует назвать ряд имен выдающихся философов, внесших вклад в становление психологии как самостоятельной науки.
Известно, что еще в античные времена в русле антагонизма двух начал – идеалистического и материалистического – философы спорили о происхождении души. Так, основы естественнонаучного материалистического подхода к психике заложены Аристотелем в трактате “О душе”; в нем упоминалась неделимость души и тела, главной функцией души признавалась реализация биологического существования организма. Идеалистическое же понимание души мы находим в работах Платона и его учителя Сократа, для которых душа отражает идеальное, метафизическое, этическое. Платон постулирует изначальное существование мира вне материи и индивидуального сознания. Сократ же признавал душу самым высоким, что есть в человеке, и завещал заботиться о ней больше, чем о здоровье тела. Идеи античных философов оставили значительный след в истории развития психологии.
Эпоха Просвещения была отмечена такими вехами, как открытие рефлекса, объяснение природы поведения (требование изучения состояния и содержания сознания Р.Декарта, закон ассоциации Джона Локка).
Философы-материалисты, в отличие от идеалистов, в XIX веке указали на особенности психического отражения по сравнению с отражением в неживой природе, например, в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» даны такие признаки психического отражения:
1. Психика отражает не только настоящее, но и прошлое и будущее.
2. Психика способна активно давать не точную копию отражения объекта, а “субъективный образ объективного мира”, т.е. быть пристрастной. Материалистическое понимание психики можно выразить в следующих положениях:
психика – вторичное, производное от материи явление, а материя – первичное, носитель психики;
психика – свойство особым образом организованной материи – мозга, она возникает как свойство мозга отражать материальный мир.
этап истории психологии как науки – развитие психологии как самостоятельной науки.
Отцом психологии» принято считать Вильгельма Вундта. В 1879 г. был изобретен метод психологии и основана 1 экспериментальная лаборатория. Психология, благодаря эксперименту, оторвалась от философии и стала изучать скорости психических реакций, ощущения, эмоции. Заслуга В.Вундта в создании интернациональной школы психологов.
Из школы Вундта в полемике с ней из-за неудовлетворенности методом самонаблюдения вышли и отмежевались целые направления в психологии. Одним из них стал бихевиоризм (поведенческая психология). Эдвард Торндайк, Джон Уотсон (основоположники) считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. факты поведения, а не факты сознания. Дж.Уотсон в работе “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913г.) писал: “Поведение – это система реакций”.
S R |
А у всякой реакции всегда должен быть некий стимул. Поэтому единицей поведения бихевиористы признали формулу:
стимул реакция
Бихевиористы проводили опыты на крысах, поощряя или наказывая их, при этом отказывались от изучения человеческого сознания, затем механически переносили выводы о поведении животных на поведение человека. Один из законов бихевиоризма – закон эффекта – гласит: “Эффект удовлетворения закрепляет связь между стимулом и реакцией, а разочарование разрушает эту связь”. Бихевиоризм основывался на рефлекторной теории И.П.Павлова. Берхауз Скиннер «придумал» постулат: “Нужно управлять поведением через организацию внешней среды”. Его идеи используются в современных теориях обучения.
Следующее течение в психологии возникло в противовес бихевиоризму, это психоанализ (фрейдизм). Основоположник – Зигмунд Фрейд. Его труды – “Толкование сновидений”, “Психопатология обыденной жизни”, “Лекции о бессознательном”.
Фрейд считал, что опроверг Вундта своим учением о бессознательном: по Вундту, психика – это то, что открывается человеку в самонаблюдении, а по Фрейду, – это, всего лишь, надземная часть айсберга.
Толчком к подобным наблюдениям Фрейда стал эпизод, когда человек под гипнозом выполнил его задание, но пытался объяснить это другими причинами. Ключом к изучению бессознательного Фрейд считал анализ снов, потому что у ребенка сны часто носят характер исполнения желаний, а у взрослого символистский характер снов маскирует его глубокие желания, о которых он не знает. Другой путь – толкование свободных ассоциаций или ошибочных действий. Большое значение Фрейд придавал ошибочным действиям, т.к. они часто выдают желание человека (оговорка, забывание). Особая заслуга Фрейда – обнаружение ранее не исследованного пласта психики человека – бессознательного. В человеке, по Фрейду, соседствует “принцип удовольствия” и “принцип реальности”. Подавленный “принцип удовольствия” отходит в сферу бессознательного и оттуда управляет поведением человека. Свою теорию о структуре личности Фрейд превращает в общее учение о человеке, которое господствует в науке долгие десятилетия.
сверх я –
Моральный цензор
Я –
Сознание
оно –
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 531;