Сущность мировоззрения и его исторические типы
Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как устроен мир и каково место человека в нем? Почему он смертен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчивость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина? Можно ли ее познать? Как отличить истину от заблуждения? Что такое совесть, долг, честь, ответственность, справедливость, добро и зло, прекрасное и безобразное?
К этим вечным вопросам сегодня добавляются все новые и новые вопросы. Каковы причины трудностей нашего общественного развития, каковы тенденции и перспективы преодоления экономического и социального кризиса? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экономическое состояние нашей планеты на сегодня?
Все эти проблемы, так или иначе, отражаются в обобщенном взгляде человека на мир, называемом мировоззрением.
Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
В мировоззрение входят не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение.
В состав мировоззрения входят:
I. Обобщенные знания о мире и человеке - повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний, тем более серьезная опора для мировоззрения.
2. Ценностные ориентации. Это отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями и интересами, тем или иным пониманием жизни, представление человека о добре и зле, его образ прошлого и проекты будущего и т.д.
3. Поведенческие ориентации. Обобщенные знания и ценностные ориентации определяют направление и характер деятельности человека.
Мировоззрение подвержено историческим переменам. На том или ином этапе истории преобладают определенные убеждения, принципы познания, идеалы, нормы жизни, т.е. можно говорить об определенном типе мировоззрения, или о господствующем мировоззрении в античную эпоху, эпоху Средневековья, Нового времени. Носителем мировоззрения, т.е. субъектом мировоззрения, реально выступают социальная группа (народ, нация, класс и т.д.) или личность.
Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое мировоззрение (мифология), религиозное мировоззрение (религия), философское мировоззрение (философия).
В мировоззрении есть две стороны: чувственная и интеллектуальная (понятийная) сторона.
Чувственная - мироощущение, мировосприятие.
Интеллектуальная - миропонимание.
Разум и чувства в мировоззрение входят (преломляются в нем) не обособленно, а в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с волей. Сплав чувств, разума и воли в мировоззрении формирует у людей убеждение.
Убеждения - это взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их сознанию, жизненным устремлениям. Убеждения - это целостный способ видения, понимания мира, ориентации и деятельности в нем. Силу убеждения приобретают нравственные, правовые, политические и др. взгляды - ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они становятся основой жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов.
Первым этапом в становлении мировоззрения является мифология.
Мифология, (от греческого miphos - предание, сказание, logos - слово, понятие, учение). Это форма мировоззрения, характерная для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов. В них отражались фантастические существа, дела богов и героев.
В мифах люди пытались ответить на вопросы о начале, происхождении и устройстве мира, о причинах наиболее важных явлений природы. Много внимания они уделяли вопросам происхождения людей и народов, их достижениям в развитии культуры - добывании огня, изобретении ремесел, возникновении народных обычаев и обрядов. Мифы выражали мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которой они создавались. Они выполняли многообразные функции: с их помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим; формировалось коллективное представление того или иного народа; обеспечивалась духовная связь поколений.
С переходом от первобытно-общинных форм жизни к рабовладельческим на смену мифам приходят религия и философия. Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существовании сверхъестественных сил (бога, богов) и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей.
Вера - это позиция и психологическая установка человека, заключающаяся в принятии определенных утверждений (догматов) религии и решимости придерживаться их вопреки всем сомнениям; в личном доверии к Богу как устроителю жизни верующих, их руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях; в личной верности Богу, на «служение» которому верующий отдает себя. Внешней формой веры является культ - система определенных ритуалов, догматов.
Существовали и существуют множество вариантов религиозных верований: христианство, буддизм, ислам и др.
Религия - сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, она формировала и формирует сознание единства человеческого рода, значимости нравственных общечеловеческих норм и ценностей. С другой стороны, она может формировать настроения, идеи, такие как фанатизм, вражда к людям другой веры и т.д.
Философия(от греческого phileo - люблю и sophiа - мудрость - означает буквально «любовь к мудрости»). Впервые это слово употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.)
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 170;