Принципы нейтральности (беспристрастности) и обеспечения государственного интереса как специфические требования к государственному аппарату и его работникам
Среди основных этических принципов государственной и муниципальной службы (таких как законность, социальная справедливость, гуманизм, лояльность и др.), которые были названы нами в предыдущих параграфах, принципам беспристрастности и обеспечения государственного интереса принадлежит особое место.
Прежде всего, государственный и муниципальный служащий, как мы уже отмечали, по роду своей деятельности должен обладать социальным чувством беспристрастности, позволяющим объективно и непредвзято решать важные для людей вопросы. Хотя этот принцип не имеет однозначного конституционного определения, предполагается, что чиновник должен сохранять строгую нейтральность при исполнении своих служебных обязанностей, действовать не в своих интересах и не иод чьим-либо давлением, а в интересах граждан и общества в целом. Этой установке государственные служащие должны строго следовать в ходе осуществления их деятельности. Она логически вытекает из осознания им своей общественной роли и своего особого социального статуса, места в системе властно-управленческих отношений.
Вместе с тем государственные и муниципальные служащие должны понимать, что люди как существа социальные, всегда будут исходить из представлений, что подлинная справедливость состоит в защите общественного интереса и что аппарат государственной и муниципальной власти, создаваемый для практической реализации целей общества, должен прежде всего гарантировать общее процветание и связанное с ним справедливое распределение благ. Только такой подход, предполагающий в качестве важнейшей исходной установки выявление и постоянное конструктивное разрешение нравственного конфликта между властью и гражданами, государством и гражданским обществом может стать, по мнению ученых и практиков, залогом успешности.
Именно поэтому в большинстве современных государств служение обществу и государству считается основной целью деятельности государственных и муниципальных служащих и главным критерием их профессиональной пригодности. В кодексах административной этики многих стран недвусмысленно указывается, что служащий не должен и не имеет права подчинять общественный интерес частным интересам индивидов и групп, заведомо действовать в интересах той или иной социальной группы или партии, если это противоречит интересам общества, наносит вред государству и обществу в целом.
Принцип беспристрастности и обеспечения государственного (общественного) интереса обусловливает ряд нравственных норм, которыми обязаны руководствоваться государственные и муниципальные служащие в своей практической деятельности. Так, во многих странах государственным и муниципальным чиновникам в законодательном порядке запрещается заниматься предпринимательской и политической деятельностью, состоять в каких-либо партиях и т.д. Государственный и муниципальный служащий не должен своими действиями ставить выполнение служебных обязанностей в зависимость от личной заинтересованности, ему запрещено использовать служебное положение в своих интересах.
Пункт 10 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", посвященной основным принципам муниципальной службы, в качестве одного из основных принципов выделяет "внепартийность муниципальной службы". В ст. 14 данного закона говорится, что муниципальному служащему в связи с прохождением муниципальной службы запрещается:
• состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
• заниматься предпринимательской деятельностью;
• использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
• использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
• создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур.
Эти же запреты применительно к государственной службе можно найти и в Федеральном законе от 27.06.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
В качестве наглядного примера, наиболее полно отражающего нравственные требования к государственному и муниципальному служащему, обратимся к упоминавшемуся нами Закону об этике служащих государственных органов, принятому в США в 1978 г., согласно которому каждый государственный служащий должен:
• ставить приверженность высшим нравственным принципам в своей стране выше лояльности по отношению к отдельному чиновнику, партии или государственному департаменту;
• никогда не дискриминировать одних путем предоставления льгот другим, за вознаграждение или без него; никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ или преимуществ при обстоятельствах, которые могут быть созданы определенными людьми для оказания влияния на исполняющих государственные обязанности;
• никогда не делать личных обещаний, связанных с обязанностями его службы, поскольку государственный служащий не имеет своего личного слова, которое могло бы быть связано с общественным долгом;
• нс быть вовлеченным ни в какой бизнес с правительством ни прямо, ни косвенно, так как это является несовместимым с сознательным выполнением служебных обязанностей;
• придерживаться этих принципов, сознавая, что государственная служба – это государственное доверие.
Исходя из этих требований, государственному служащему при решении этических дилемм рекомендуется следовать трем основным принципам:
• максимальный социальный результат и удовлетворение интересов большинства людей;
• соблюдение прав, свобод и достоинств других лиц;
• справедливое распределение выгод и издержек среди различных групп и слоев общества.
К сожалению, данные многочисленных социологических исследований, проведенных в России, показывают достаточно слабую этическую составляющую деятельности государственных и муниципальных служащих, хотя лишь небольшой процент опрошенных признаются, что при выборе работы в аппарате органов государственной власти они руководствовались стремлением к материальному благополучию, "быть ближе к собственности", "установить связи с нужными людьми". Это, по мнению исследователей, свидетельствует, скорее всего, о том, что служащие понимают и стараются скрыть "невысокий нравственный уровень и антиреформаторскую суть мотивов своей служебной деятельности".
Согласно данным социологических исследований, проведенных учеными РАГС в 2004 г., основным мотивом, которым руководствуются государственные служащие в своем стремлении к служебному росту, сегодня является гарантированность постоянной работы и перспективы дальнейшего профессионального роста (50% опрошенных), желание больше зарабатывать (44,2%), стремление занять достойное место в обществе (40,4%), стремление полнее реализовать себя в управленческой сфере (30,8%), надежда решить жилищную и другие бытовые проблемы (19,2%), надежда установить более крупные деловые связи (15,4%)2.
Исследователи отмечают также стремление государственных и муниципальных служащих максимально использовать их статус в личных целях. Факты последних двух 10-летий свидетельствуют, что значительная часть чиновников высшего и среднего звена в России превратили свои должности в источник укрепления собственного благосостояния, прибрав к рукам хозяйственно-управленческие рычаги и, вопреки всем существующим в мировой практике нормам государственной и муниципальной службы и законодательству, в сущности, занялись государственным предпринимательством. В жертву обогащению приносятся не только личная репутация, но и доверие населения к власти в целом. Чиновники не брезгуют взятками, "корректируют" политические решения с точки зрения личной и корпоративной выгоды. В связи с этим вполне понятным становится требование научной общественности и рядовых граждан о пересмотре в законодательном порядке статуса государственного и муниципального служащего и перехода от принципа службы в конкретном государственном или муниципальном органе к принципу служения государству и обществу.
В свете сказанного можно сделать вывод о том, что сегодня необходимо принятие кардинальных мер для повышения престижа государственной и муниципальной службы, что, в свою очередь, невозможно без радикального изменения шкалы мотивации работы в государственных и муниципальных органах, возрождения в среде их служащих таких важных для административной этики понятий, как гражданственность, патриотизм, профессиональный долг, справедливость, профессиональная честь и достоинство. Все эти понятия связаны с чувством сопричастности служащего к делам государства, гордости за свою страну, осознанием им своей общественной ценности, ответственности перед обществом, государством, коллегами, перед самим собой, добросовестным и качественным исполнением своих служебных обязанностей.
Одной из норм административной этики, позволяющей государственному и муниципальному служащему отстаивать и защищать общественный интерес в противовес корпоративным интересам, является право служащих протестовать и не повиноваться любому распоряжению вышестоящего начальства, если оно находится в противоречии с Конституцией РФ, с основными правами человека. В этом случае служащий не только может, но и с нравственной точки зрения должен решительно заявлять свое несогласие с подготовкой и осуществлением таких распоряжений, путем обращения в высшие инстанции, органы юстиции, общественные организации, средства массовой информации.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 120;