Для уяснения сущности уголовного судопроизводства необходимо понять его соотношение с оперативно-розыскной деятельностью.
Сравнивают обычно досудебное производство и оперативно-розыскную деятельность, т.к. предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность объединяет общая задача – это установление лица, совершившего преступление.
Однако отличия между этими 2-мя видами деятельности есть и обусловлены они назначением (для чего?), а отсюда – и различными методами, различным порядком и результатами этих видов деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность – это разведывательный способ добывания информации о преступлении и лице его совершившем, и в силу этого большинство оперативно-розыскных мероприятий проводятся негласно(легендировано, с зашифровкой задач, участников, средств, методов). Сведения же об используемых или использованных при проведении негласных оперативных мероприятиях методах, силах, средствах, источниках, о лицах оказывающих помощь на конфиденциальной основе, внедренных в преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.
А это значит - сама процедура получения оперативно-розыскной информации не может быть и не должна быть урегулирована законом. Она и не урегулирована. Статьи закона об ОРД содержат положения – констатации – декларации: о понятии, задачах, принципах ОРД, перечень ОРМ, перечень органов имеющих право проводить ОРМ. Но нет ни норм, устанавливающих права и обязанности субъектов ОРД и граждан, процедуры проведения тех или иных ОРМ, процедуры вынесения решений в ходе ОРД. (как это установлено в уголовном процессе).
Причем никто не может оспорить и проверить процедуру и последовательность ОРМ - это прежде всего «оперативное искусство». Что, собственно и составляет отличие ОРД от деятельности процессуальной, открытой, гласной, детально предусмотренной законом, порядок и основания которой всегда можно обжаловать.
Соотношение оперативно-розыскной и следственной деятельности выражается в том, что в результате ОРД, вне рамок процессуальной гласной деятельности, специальными методами и средствами добывается ценная для раскрытия дела разведывательная информация. Сама по себе (без процессуальной процедуры) она не может быть процессуальным доказательством, однако указывает: где эти доказательства искать, как их можно получить, что необходимо предусмотреть, а чего избегать.
На основе такой информации может быть возбуждено уголовное дело, выдвигаются и проверяются следственные версии, планируется процессуальная деятельность, устанавливаются места похищенного и сокрытия подозреваемого. Это информация опережающая, ориентирующая, она намечает путь к раскрытию преступления.
Следователь же собирает процессуальные доказательства, детально обосновывает предмет доказывания, готовит дело к успешному судебному разбирательству.
Оперативно-розыскная деятельность м.б. начата оперативными сотрудниками задолго до возбуждения уголовного дела, продолжаться в стадии предварительного расследования (оперативное сопровождение по поручению лица, ведущего производство), может продолжаться и после судебного приговора, если появятся дополнительные сведения о причастных лицах и эпизодах преступной деятельности.
В результате же процессуальной деятельности гласно (по крайней мере тому лицу в отношении которого проводится следственное действие), с соблюдением всех указанных в законе процедур, с участием стороны защиты добываются доказательства и на их основе разрешается уголовное дело.
В уголовном процессе имеются достаточные гарантии достоверности результата и соблюдения прав и свобод человека. Они обеспечиваются:
- законной процедурой
- достаточными основаниями, на которых может быть проведено процессуальное действие
- установленными условиями, обеспечивающими права лиц в отношении которых проводятся процессуальные действия.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 459;