Культурологическая концепция основателя функционализма строилась на теории потребностей.
Для выделения человека из царства животных он делит потребности на основные и производные, порожденные культурной средой.
К последним относятся потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.
Удовлетворяя свои биологические потребности, человек добывает пищу, строит жилище и т. д.
Тем самым он преобразует окружающую среду и создает производное окружение, которое и есть культура.
Культура – совокупность ответов на основные и производные потребности.
Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого равновесия, где каждая часть целого выполняет свою функцию.
Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.
Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур.
Он подчеркивал, что «традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания».
В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана.
Вскоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация.
Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь.
Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места.
Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных работ и тем самым поддерживающими сплоченность между семьями.
Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса.
При запрете обычая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей.
Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет.
Но в этой местности постоянно случались неурожаи и были периоды отсутствия рыбы.
Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться.
Таким поддерживающим символом и была «охота за головами».
Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинения младших старшим.
2.2. Французская школа «Анналов»
Одним из основателей французской школы «Анналов» является Люсьен Февр (1878-1956).
Название школы возникло по названию журнала «Анналы социальной и экономической истории», основанного в 1929 г. Люсьеном Февром и Марком Блоком (1886-1944).
Французская школа «Анналов» ведущим принципом объявляет «тотальную», или «глобальную», историю.
Это история живших в конкретном времени и пространстве людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения.
Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности.
«Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на:
– политическую,
– экономическую,
– социальную,
– дипломатическую,
– военную –
и стремиться дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах.
Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей.
А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.
2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина
Американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) считал, что в истории человечества нет замкнутых цивилизаций, происходит волнообразное развитие культур.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 303;