Четыре разновидности спора
Спор, целью которого является победа, - это всегда спор о ценностях, об утверждении каких-то собственных оценок и опровержении несовместимых с ними оценочных суждений другой стороны. Честность, равенство, справедливость, сострадание, любовь к ближнему и т.п. – всё это ценности, и споры о них – всегда споры о ценностях. Личные планы и планы социальных групп, нормы государства и принципы морали, традиции, идеалы и т.д. – это тоже ценности. Цель всех споров о ценностях не истина, а победа. Если перед спором ставится задача – достичь победы, то такой спор – как бы ни представляли его спорящие себе и окружающим – является спором о ценностях. Даже спор об истинности тех или иных утверждений становится спором о ценностях, когда ориентируется не на истину, а на победу одной из сторон.
Истина – не единственная цель споров. Другой их целью может быть ценность и соответственно победа как утверждение одних ценностей в противовес другим.
Можно отметить подавляющее большинство обычных споров – это как раз споры не об истинности, а о ценностях. Споры об истине встречаются по преимуществу в науке, но и там они нередко переходят в споры о ценностях.
По своей цели споры делятся на преследующих истину и преследующих победу над противоположной стороной. По своим средствам споры подразделяются на использующие только корректные приёмы и использующие так же разнообразные некорректные приёмы.
Объединяя эти две классификации споров, получаем четыре их разновидности: дискуссия, полемика, эклектика и софистика.
Дискуссия – спор направленный на достижении истины и использующий только корректные приёмы ведения спора.
Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных поблеем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным, и не нашло ещё убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии в итоге не приходят к согласию, в ходе дискуссии они определённо достигают лучшего взаимопонимания.
Польза дискуссии ещё и в том, что она уменьшает момент субъективности. Убеждениям отдельного человека или группы людей она сообщает общую поддержку и тем самым определённую обоснованность.
Непосредственная задача дискуссии – достижение определённой степени согласия её участников относительно дискутируемого тезиса.
Используемые в дискуссии средства должны быть корректными и, как правило, признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление средств другого рода ведёт обычно к срыву дискуссии.
Полемика – спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приёмы.
Полемика во многом подобна дискуссии, но существенно отличается от неё в отношении, как всей цели, так и применяемых средств.
Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, должны быть корректными, но они не обязательно настолько нейтральны, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приёмы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приёмах спора.
Именно это различие целей и средств дискуссии и полемики лежит в основе того, что противоположная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонент», а в полемике «противник».
Эклектика – спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приёмы.
В самом общем смысле эклектика – это соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых идей, концепций, стилей. В качестве методологического принципа эклектика появилась впервые в древней философии как выражение её упадка и интеллектуального бессилия.
Спор об истине, использующий и некорректные приёмы, уместно назвать «эклектикой» на том основании, что такие приёмы плохо согласуются с самой природой истины.
Тем не менее, эклектические споры, в которых истина поддерживается чужеродными ей средствами, существуют, и они не столь редки, как это может показаться. Они встречаются даже в науке, особенно в период формирования новых научных теорий, когда осваивается новая проблематика и ещё недостижим синтез разрозненных фактов, представлений и гипотез в единую систему.
Например, Галилей, отстаивавший гелиоцентрическую систему Коперника, победил благодаря не в последнюю очередь своему стилю блестящей технике убеждения: он писал на итальянском, а не на быстро устаревавшем латинском языке, и обращался напрямую к людям, пылко протестовавшим против старых идей и связанных с ними канонов обучения. Для самой истины безразлично, на каком языке она излагается и какие конкретно люди её поддерживают. Тем не менее, пропагандистские аргументы Галилея определённо сыграли позитивную роль в распространении и укреплении гипотезы Коперника.
Софистика – спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приёмов. Софистика – спор, в котором для достижения победы над противоположной стороной используются любые средства, включая и заведомо некорректные, заслуживает безусловного осуждения. В споре, как и в других делах, нельзя быть неразборчивым в применяемых средствах. Не следует вступать в спор с единой целью – победить любой ценой, не считаясь ни с чем, даже с истинной и добром.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 144;