На новом этапе культурной революции
Составной частью политики ускоренной модернизации стала культурная революция. Ее основные цели заключались в создании государственной системы образования, в утверждении в сознании людей марксистской идеологии, а в литературе и искусстве — принципов социалистического реализма, формировании новой интеллигенции, развитии науки и техники. Особое внимание обращалось на выравнивание уровней культурного развития центральных и национальных регионов страны.
Народное образование.Задача увязки культурного строительства с индустриализацией страны была выдвинута уже в ходе разработки первой пятилетки. Во главу угла тогда были поставлены самые насущные проблемы в области народного просвещения и подготовки кадров. В директивах XV съезда ВКП(б) по Доставлению пятилетнего плана народного хозяйства говорилось: «В основу плана культурного строительства олжны быть положены те задачи народного образования, которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящихся (всеобщее обучение, ликвидация неграмотности, массовое профтехобразование и т.п.), и задачи Подготовки квалифицированных специалистов и научных работников».
На основе партийных установок был сформирован пятилетний план республики. В области культуры он предусматривал введение всеобщего обязательного начального обучения детей, ликвидацию неграмотности взрослого населения в возрасте до 40 лет, расширение сети кол и учреждений культуры, подготовку квалифицированных кадров, прежде всего из числа татар. Это были вполне реальные цели.
Однако решение задачи, связанной с ликвидацией неграмотности, было осложнено переводом татарского языка на новый алфавит на основе латиницы (яналиф). Решение о введении яналифа, как мы помним, было принято в 1927 г. В результате его осуществления значительная часть татар, особенно из числа старшего поколения, оказалась в положении неграмотных. Из-за смены алфавита для основной массы людей стали недоступны десятки тысяч ранее изданных книг, ценнейших рукописей. Многие из них были уничтожены. Перевод всей литературы на латиницу, обеспечение ею общеобразовательных учреждений повлекли за собой огромные расходы.
В самом начале 30-х гг. в стране повсеместно было введено обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей и подростков, не прошедших начального обучения. В промышленных центрах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках была поставлена задача — осуществить всеобщее обучение в объеме школы-семилетки.
Реальностью всеобщее обязательное начальное обучение стало в середине 30-х гг. К концу второй пятилетки в 3 385 школах республики училось более полумиллиона детей. Это было в пять раз больше, чем в 1914 г. Почти в половине школ обучение велось на татарском языке.
Близка была к решению проблема ликвидация неграмотности среди взрослых. В 1937 г. общая грамотность населения Татарстана достигла 91 процента. По этому показателю республика занимала в стране первое место.
В больших масштабах велась работа по подготовке кадров для различных отраслей народного хозяйства. Ее цель состояла и в том, чтобы иметь надежных проводников партийной политики. При формировании интеллигенции предпочтение было отдано выходцам из рабоче-крестьянской среды. Так, в 1929 г. среди студентов казанских вузов рабочие составляли 24 процента, крестьяне — 45 процентов. Среди студентов возросло число татар, чуваш и марийцев. Все ограничения для поступающих в вузы и техникумы, связанные с их социальным положением и происхождением, были отменены в конце 1935 г.
К освоению программы вузовского образования рабоче-крестьянская молодежь готовилась на рабочих факультетах и различных курсах. В первой половине 30-х гг. в республике действовало уже 11 рабочих фабриков. Одновременно росло число высших и средних специальных учебных заведений. В годы первой пятилетки в Казани были открыты медицинский, химико-технологический, авиационный институты, институт инженеров коммунального строительства. Всего тогда в республике насчитывалось 12 вузов. В Чистополе, Тетюшах были открыты техникумы.
Сеть высших и средних специальных учебных заведений развивалась и в годы второй пятилетки. Так, в 1937 г. в республике работали 13 вузов и 54 техникума. ИВ них обучалось около 22 тысяч человек. Пятую часть бучающихся составляли татарские студенты. Удельный вес татар в составе населения республики был намного выше.
Около 20 процентов татары составляли среди преподователей вузов и научных работников республики. Таким образом, проблему фактического равенства татар в ряде областей культуры еще предстояло решить.
Наука. К концу второй пятилетки в республике действовало почти 30 научных учреждений. Среди них — научно-исследовательский институт математики и механики, химический институт им. A.M. Бутлерова, Втеринарный научно-исследовательский институт. К.Г. Боля, Государственный институт для усовершенствования врачей им. В.И. Ленина, астрономичесеская обсерватория им. В.П. Энгельгардта, зональная плодоягодная станция им. И.В. Мичурина, научно-иссле-ательский институт труда и др. Признанной базой исследований являлся Казанский университет. Приоритетными для науки того времени являлись нале задачи хозяйственного и культурного строительства. Особенно большие успехи были достигнуты в области технических и естественных наук. Крупные исследования в этой области были выполнены химиками А.Е. и Б.А. Арбузовыми, Г.Х. Камаем, геологами Л.М. Миропольским и Б.И. Тихвинской, ветеринарами и биологами К.Г. Болем, А.П. Студенцовым, Б.И. Горизонтовым. Славу казанской математической школы приумножали математики Н.Г. Чеботарев, Н.Н. Парфентьев, П.А. Широков, Н.Г. Четаев. Некоторое время работал заведующим кафедрой физики Казанского университета ученик А. Эйнштейна М. Матисон.
Дальнейшее развитие получила научная медицина. Высоким авторитетом в среде медицинской общественности пользовались имена хирургов А.В. Вишневского, И.В. Домрачева, терапевтов А.Г. Терегулова, Л.М.'Рахлина, витаминолога Е.М. Лепского, гинеколога B.C. Груздева, инфекциониста А.Ф. Агафонова.
Значительные достижения имелись в сфере гуманитарных наук. Самым крупным представителем казанской лингвистической школы продолжал оставаться профессор В.А. Богородицкий. Труды по тюркскому языкознанию снискали ему мировую известность. В области филологии плодотворно работали такие татарские ученые, как М.Х. Курбангалиев, М.А. Фазлуллин, Г.Х. Алпаров, Г.Ш. Шараф, Г.А. Нигмати, С.С. Атнагулов.
Литература и искусство.Наиболее сложные процессы происходили в сфере литературы и искусства. Если в период нэпа партия еще допускала определенную свободу художественного творчества, то в начале 30-х гг. обстановка резко изменилась. Не осталось былого разнообразия форм объединения деятелей литературы и искусства. Принятое в апреле 1932 г. постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» предписывало «объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем». Аналогичные изменения предусматривалось произвести «по линии других видов искусства». Единственно верным художественным направлением, творческим методом литературы и искусства
5ыл провозглашен социалистический реализм (сам ермин «социалистический реализм» появился в том же 1932 г.).
Прежние формы литературно-художественных организаций довольно быстро были заменены новыми, по дела — партийно-советскими. Летом 1934 г. был роздан Союз советских писателей ТАССР (первый едседатель — К. Наджми), а через год по постановлению »Татарского обкома ВКЩб) — Союз советских художни-республики (первый председатель — П.М. Дульский). Гораздо более серьезные последствия повлекло за утверждение метода социалистического реализма, (ерилом оценки творчества писателя, художника те-врь стало изображение жизни в, свете социалистичес-идеалов. Главным для деятелей литературы и ис-рсства считалось участие своим творчеством в решениии «политических задач современности», т.е. задач ускоренной модернизации страны. Лишь в этом случае могли рассчитывать на моральную и материальную оддержку со стороны тоталитарного режима. Выполнение партийного заказа влекло за собой солидные благие привилегии. Тех, кто выбирал иную линию поведения, ждала судьба изгоев. Арсенал средств воздействия непокорных был довольно широк: разносная критика в печати, запрет на публикацию произведений, политическое шельмование и репрессии. Конечно, писатели, художники, в том числе и татарские, не только откликались на злобу дня. Наряду с асанием победной поступи индустриализации, кол-хвизации, массового энтузиазма периода первых пя-неток, литераторы в своих произведениях обращались емам любви, верности, доброты, чести и достоинства, даже эти традиционные темы нередко рассматривалось сугубо классовых позиций. Многие искренне вехи в историческую правоту политики правящей ш, считали, что иными методами нельзя построить долгожданное счастливое будущее. Многие находились «у времени в плену». Популярностью в те годы зовались произведения Галимджана Ибрагимова, Исанбета, Шарифа Камала, Мирсая Амира, Кави Наджми, Гумера Баширова, Шамиля Усманова, Тази Гиз-зата, Карима Тинчурина, Аделя Кутуя, Хасана Туфана, Сибгата Хакима, Мусы Джалиля и других литераторов.
Немало было и безвозвратных потерь. Драматически сложилась судьба Б. Сирина, который считался надеждой татарской поэзии. До начала 30-х гг. он издал 10 сборников стихов. В 1933 г. появился его новый сборник под названием «Фруктовый сад». Затем последовал перерыв продолжительностью в двадцать шесть лет. Дело в том, что в 1936 г. Б. Сирин был осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей «за организацию контрреволюционной борьбы на литературном фронте». Антисоветскими были сочтены его неизданная поэма «Ана» («Мать»), стихи «Поднимайте бокалы», «Паганини», эпиграмма на И.В. Сталина, ряд высказываний в кругу друзей. Из них следовало, что коллективизация была начата и проведена бездарно, что убийство СМ. Кирова — «махинация ОГПУ по приказу Сталина», что литература, выполняющая социальный заказ властей, — безнравственна, а Советская власть вместо утверждения справедливости восстановила капиталистический строй с классом новых господ. Это была явная крамола. В середине 30-х гг. исчезли из библиотек и с книжных прилавков исторические повести Махмуда Галяу, который вскоре был расстрелян.
Некоторые деятели татарской культуры, не принявшие Советскую власть, оказались в вынужденной эмиграции. Наиболее крупной фигурой среди них, как мы помним, был прозаик-реалист Гаяз Исхаки. За рубежом он по-прежнему занимал антисоветские, антибольшевистские позиции, продолжая политическую деятельность. Одновременно Г. Исхаки пишет новые литературные произведения. Ряд из них он предлагал опубликовать на родине. Но по политическим причинам это тогда было невозможно.
За рубежом оказались не только писатели, но и видные ученые, публицисты, историки и философы из татар. Кроме уже известных нам имен Садри Максуди, Фуада Туктарова, Заки Валиди, Мусы Бигиева, это Бари Баттал, Гумер Терегулов, Гариф Карими, Рашит Ибрагимов. Все они в эмиграции продолжали творческую работу. Их наследие стало частью не только татарской, но мировой науки и культуры.
Культурную жизнь республики тех лет невозможно себе представить без различных форм и видов искусства. Говорили словами Г. Тукая, «и зрелищем, и школой для народа», по-прежнему оставался татарский театр. Наибольшей популярностью в ЗО-е гг. у зрителя пользовались произведения Карима Тинчурина, Шарифа Камала и Галиаскара Камала. Однако Татарский академический театр не ограничивался постановками пьес только национальных драматургов. В его репертуаре были и произведения Н. Гоголя, М. Горького, А. Корнейчука, Дм. Фурманова, У. Шекспира, Мольера, И. Шиллера. Большой резонанс вызвала поставленная в 1935 г. антифашистская пьеса известного недраматурга Ф. Вольфа «Доктор Мамлок». Душой эрческого коллектива являлись Ф. Ильская, X. Уразиков, X. Абжалилов, 3. Султанов, Г. Болгарская, X. Шамильский и ряд других талантливых актеров. В 1933 г. был организован Татарский театр драмы и эмедии как колхозный филиал Татарского академи-ского театра. Через четыре года открылась Татарская армония, а также началась деятельность Ансамбля сни и танца ТАССР.
С 1934 г. постоянная труппа стала работать в Казанском Большом драматическом театре. Здесь ставились русская классика, и современные пьесы. Театр имел рпутацию одного из выдающихся театральных коллективов страны. Признанными мастерами сцены были Е.E. Жилина, Н.И. Якушенко, Г.П. Ардаров, Ф.В. Григорьев и многие другие актеры.
Ряд выдающихся деятелей музыкального искусства подготовлен в стенах Московской консерватории и срытой при этой консерватории в 1934 г. Татарской оперной студии. Это, прежде всего композиторы Назиб ганов, Мансур Музафаров, Салих Сайдашев, Александр Ключарев, Фарид Яруллин, Загид Хабибуллин, аудат Файзи. Впоследствии они внесли огромный в национальную и мировую музыку. Вокальную этовку у лучших мастеров русской сцены получили Ситдик Айдаров, Мунира Булатова, Ниаз Даутов, Галия Кайбицкая, Фахри Насретдинов, Марьям Рахманкулова и другие оперные исполнители. Их талантом вписаны яркие страницы в историю татарской музыкальной культуры.
Таким образом, за годы первых пятилеток образование, наука и художественная культура в республике достигли значительных успехов. Нормой жизни стала элементарная грамотность. В подлинно массовую превратилась общеобразовательная школа. В больших масштабах была развернута подготовка кадров новой формации, сыгравших весомую роль в приумножении материального и духовного потенциала Татарии. Самые широкие слои населения смогли приобщиться к искусству.
Вопросы и задания
1. Раскройте содержание понятия «культурная революция» применительно к первой половине, ЗО-х гг. С какими задачами культурного строительства в республике это понятие было сопряжено в рассматриваемый период? 2. Оцените последствия перехода к «яналифу». 3. Охарактеризуйте изменения, которые произошли в республике в сфере общего, среднего специального и высшего образования. Какие из этих изменений вам представляются наиболее значимыми? Свой ответ обоснуйте. 4. Что нового появилось в республике в области организации и проведения научных исследований? Назовите имена наиболее крупных ученых Татарии первой половины 30-х гг. 5. Подготовьте сообщение о потерях и обретениях татарской литературы в рассматриваемый период. 6. Представьте театральное и музыкальное искусство республики того времени. 7. Сравните состояние и развитие культуры республики в восстановительный период и в годы. первых пятилеток. К каким выводам вы пришли?
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 184;