Общественное движение 70-90-х гг.
Непоследовательность и незавершенность реформ вызывали недовольство в обществе. В различных его кругах — либеральных и революционных — вынашивались планы изменений общественного порядка. С противоположных позиций выступали консерваторы. В 80-х гг. появляется и марксистское течение.
Распространение народничества. В 70-е гг. в Казанской губернии получает распространение народничество. Его представители, как и их предшественники-революционеры, считали себя защитниками интересов народа, стремились к установлению таких порядков, которые принесли бы с собой равенство и справедливость. Средство достижение этой цели они видели в народной революции. В стране, где основную массу населения составляли крестьяне, это была бы крестьянская революция.
Демократический состав казанского студенчества, свободолюбивая атмосфера Казанского университета, традиции освободительного движения в крае — все это создавало почву для распространения здесь идей народничества. Именно участники общественного движения конца 50-х — начала 60-х гг. составили большинство кружка известного историка-краеведа Н.Я. Агафонова. Руководитель кружка был редактором «Камско-:Волжской газеты», на страницах которой пропагандировались демократические идеи. Издание просуществовало два года и было закрыто в 1874 г. «за - вредное направление».
В стране среди народнических организаций в то время ведущую роль играли «чайковцы». Этот кружок был назван по имени одного из его основателей — Н.В. Чайковского. Он занимался подготовкой пропагандистов из антеллигенции и рабочих для работы в народе, распросранением и изданием революционной литературы. Частью плана «чайковцев» было создание всероссийской своих групп. Под влиянием их деятельности подобный кружок возник в Казани в 1872 г.
Организатором народнического кружка был студент медицинского факультета Казанского университета З.М. Овчинников. Своих единомышленников он так-ке нашел среди студентов университета, а затем и ветеринарного института, открытого в 1874 г. Благодаря связям с Москвой и Петербургом, кружковцы были закомы с народнической, марксистской литературой. Они пропагандировали революционные взгля-среди учащейся молодежи, представителей интеллигенции, рабочих.
Весной 1874 г. началось в «хождение в народ», один из инициаторов которого были «чайковцы». Призыв пропагандистов подняться на восстание у крестьянва не нашел отклика. Власти ответили репрессиями. С концу года под арестом оказалось около тысячи пропагандистов. Были арестованы также Е.М. Овчинников семь членов его кружка.
Недолго смог просуществовать и другой кружок народнического направления. Он возник в конце 1876 г. и енью 1879-го был разгромлен полицией. Кружковцы — уденческая и учащаяся молодежь — студенты Е. Печоркин, С. Мышкин, курсистки С. Вершинина, Л. Квашнина-Лойко и другие вели пропаганду не только в своей среде и в деревне. Их уже можно было встретить среди алафузовских рабочих.Казанские революционные народники оставили свой след и в деятельности организации «Народная воля». Членом Исполнительного комитета этой организации, участницей подготовки покушений на Александра II была воспитанница Казанского Родионовского института благородных девиц, вольнослушательница Казанского университета В.Н. Фигнер. В самом начале 80-х гг. возник «Казанский центральный социалистический революционный кружок», который объединил около 50 человек. Его члены, в основном студенты университета, ветеринарного института и духовной академии, распространяли среди рабочих, учащейся молодежи листовки и прокламации, революционную народническую литературу.
1 марта 1881 г. исполнительный комитет «Народной воли» осуществил давно задуманный план. Александр II был убит. Последовал разгром «Народной воли», которую восстановить не удалось.
Революционное народничество уступает место либеральному. Либеральные народники так же выступали за справедливый общественный строй, который, по их представлениям, не мог быть капиталистическим. Но то, что они предлагали, — обеспечение крестьян дешевым кредитом, создание различных товариществ, артелей, — как раз и подталкивало развитие капитализма.
Для народников наступило время «малых дел». Занимаясь ими, в том числе просвещением масс, пропагандой знаний, изучением народной жизни, они с большой пользой служили народу. Многое в этом отношении было сделано профессорами и преподавателями университета, ветеринарного института, гимназий, работниками земств — агрономами, врачами, землеустроителями, статистиками.
Студенческие волнения. Активным участником общественного движения 70-80-х гг. было студенчество. Крупным центром студенческих волнений являлась Казань.
Одно из них было связано с «делом Лесгафта». Петр Францевич Лесгафт был избран на кафедру физиологической анатомии Казанского университета осе-
|иью 1868 г. Будучи демократом по своим убеждениям, : не мог мириться с тем, что попечитель учебного ок-уга стремился свести к нулю автономию университета, январе 1871 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» оявилась его статья, в которой Лесгафт протестовал тив попыток «превратить университет в покорную дназию или скорее в канцелярию послушных чинов-ков». Осенью того же года он опубликовал вторую атью под названием «Что творится в Казанском уни-ерситете», уже за собственной подписью. Резкая критикака порядков, сложившихся в университете, не осталась без последствий. Профессор был отстранен от преподавания и уволен из университета. В знак солидарности с ним семь университетских профессоров подали в отставку, несколько профессоров официально выразили сожаление. Студенты же писали протесты, организовывали демонстрации, долго не допускали нового преподавателя на кафедру анатомии.
Нередко студенчество поднималось на открытые выступления. Осенью 1880 г. дважды студенты Казанс-эго университета устраивали сходки, добиваясь разрешения на создание своих организаций. Вводом по-вции в университет закончилась сходка студентов в втябре 1882 г. Студенты прекратили занятия и подали гицию о своих правах. Дело приняло крутой оборот, о ем заговорила центральная печать. Около трех десятков студентов исключили из университета. Но в отстав вынуждены были уйти проректор и попечитель учебного округа. В ноябре 1886 г. студенты не стали участвовать в традиционных мероприятиях по поводу гогодовщины основания университета.
Во второй половине 80-х гг. в Казани существовало колько студенческих землячеств, библиотек, касс взаимопомощи. В одно из таких землячеств — Самарско-Симбирское — и революционный кружок «крайне вредного направления» в 1887 г. вступил студент первого юридического факультета Казанского университета ВЛ. Ульянов. Всего тогда в университете действовало 20 тайных кружков, в которых состояло большинство - студентов. В ноябре — начале декабря 1887 г. по высшим учебным заведениям России прокатилась волна студенческих выступлений. Они получили поддержку и в Казани. 4 декабря 1887 г. в актовом зале университета его студенты собрались на сходку. К ним присоединилось несколько десятков студентов ветеринарного института. Студенческие требования были изложены во врученной ректору университета Н.А. Кремлеву петиции. Среди этих требований были такие, как отмена университетского устава, который ограничивал самоуправление университетов, прекращение полицейского надзора и произвола по отношению к студентам, предоставление им права сходок, организации своих библиотек, читален, касс взаимопомощи.
Более 250 студентов университета были подвергнуты репрессиям. Наиболее активных участников сходки, в том числе и В.И. Ульянова, арестовали, исключили из университета и выслали из Казани. Находясь в тюрьме, арестованные студенты коллективно составили воззвание — «Прощальное письмо протестующих казанских студентов».
Марксистское направление. Марксистская литература начала поступать в край еще во время деятельности народнических кружков 70-х гг. «Капитал» К. Маркса имелся в библиотеке Казанского университета. Знакомилась с марксистской литературой, изданиями плехановской группы «Освобождение труда» в основном студенческая, учащаяся молодежь.
Пропаганда этой литературы была продолжена в первых марксистских кружках конца 80-х гг. Организатором и руководителем этих кружков стал Н.Е. Федосеев (1869-1898). К их созданию он приступил вскоре после того, как в декабре 1887 г. был исключен из восьмого класса 1-й Казанской гимназии за политическую неблагонадежность, «вредное» направление мыслей и чтение недозволенных книг.
К осени 1888 г. в Казани действовало около 10 марксистских кружков, которые вели пропаганду среди студентов Казанского университета, ветеринарного института, гимназистов. В один из таких кружков вступил В.И. Ульянов, вернувшийся из ссылки в Кокушкино. Учащаяся молодежь изучала работы К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, П. Лафарга, издания группы «Освобождение труда». Нередко на заседаниях кружков вспыхивали яростные споры с казанскими народниками.
Члены федосеевских кружков первыми предприняли попытку установить связь с рабочими казанских предприятий, организовать нелегальную типографию, перевести и издать «Нищету философии», «Развитие социализма от утопии к науке», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и некоторые другие произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. Содействие в этом им оказывал А.М. Горький. Он тогда жил в Казани и работал в булочной А.С. Деренкова. Яркие эпизоды деятельности федосеевских кружков он запечатлел в книге «Мои университеты».
В июле 1889 г. Н.Е. Федосеев был арестован и заключен в тюрьму. Полиция напала на след тайной типографии, раскрыла имена кружковцев и «причастных лиц». По «федосеевскому делу» был привлечен А.М. Горький, живший уже в Нижнем Новгороде. В.И. Ульянов избежал ареста потому, что в мае 1889 г. уехал в Самарскую губернию. В Казани будущий лидер большевиков В.И. Ленин воспринял марксистские идеи и встал на путь революционной борьбы.Пропаганда марксизма в Казани велась и в последующие годы. Она была связана с деятельностью студента Казанского университета А. М. Стопани (1871-1932) и студента ветеринарного института Н.Э. Баумана (1873-1905). В 1891 г. Стопани организовал социал-демократический кружок. Он уже ведет пропагандистскую работу среди рабочих-алафузовцев. На фабрике Алафузова организуется и марксистский кружок, который был разгромлен полицией в 1895 г.
Бауман вместе со Стопани организовал несколько кружков на заводах Алафузовых, Крестовниковых и Рама. Он возглавил в 1892 г. маевку алафузовских рабочих в Адмиралтейской слободе.
В 1894 г. Стопани уезжает в Ярославль, а Бауман, устя год, — в Петербург, где через некоторое время аовится членом «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Общественное движение 70-90-х гг. в Казанской губернии не имело особого размаха. Студенты, учащаяся молодежь, профессора и преподаватели Казанского университета, земские деятели — вот его основные участники. На смену революционному народничеству приходит либеральное. В борьбе с ним пробивает себе дорогу немногочисленное марксистское направление.
Вопросы и задания
1. К чему стремились народники? Каким образом они надеялись достичь своих целей? 2. Среди каких слоев населения вели свою пропаганду казанские народники? Как воспринималась эта пропаганда? 3. Был оправдан расчет народников на крестьянскую революцию? 4. В чем вы видите причины недолго существования народнических кружков? 5. Каким образом казанские революционные народники были связаны с организацией «Народная воля»? Что отличало их деятельность от деятельности народовольцев? 6. Что было общего в устремлениях революционных и либеральных народников? В чем состояло различие в их взглядах? Выразите свое отношение к идее «малых дел». 7. В чем заключались причины студенческих волнений? Чего добивались студенты? 8. Изложите требования участников студенческой сходки 4 декабря 1887 г. Какой они носили характер — революционный или либеральный? 9. Что способствовало распространению марксизма в условиях Казанской губернии? 10. Среди каких социальных групп имели хождение марксистские идеи? Назовите имена наиболее активных пропагандистов этих идей. 11. Было ли массовым общественное движение, 70-80-х гг.? Какие идеи и почему преобладали в нем к концу XIX в.?
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 236;