Христианизация населения Среднего Поволжья в XVIII в.
В XVIII столетии была продолжена христианизация нерусского населения Среднего Поволжья. Вместе с тем направленная на нее социальная и религиозная политика претерпела ряд существенных изменений.
«Креститься в полгода». В первой четверти XVIII столетия в Казанской губернии насчитывалось немногим более 13 тысяч крещеных иноверцев. Это составляло 4,7 процента от общей численности нерусского населения. Столь незначительное число обращенных в православие явно не удовлетворяло ни правительство, ни православную церковь. К тому же многие из них формально воспринимали новую веру. Казанский митрополит Тихон доносил в Синод, что новокрещены «в церковь не приходят, и к приключающимся домовым своим требам священников не призывают, и не исповедуются, и умерших своих без священников же погребают сами».
В начале 10-х, а затем 20-х гг. Петр I подписывает несколько указов, которые ознаменовали собой новый этап христианизации. Так, в петровском указе от 3 ноября 1713 г. говорилось: «Великий государь указал в Казанской и Азовской губерниях бусурманам магометанской веры, за которыми есть поместья и вотчины и в тех поместьях и вотчинах за ними крестьяне и дворовые и деловые люди православныя христианския веры, сказать свой великого государя указ, чтобы они, бусурманы, крестились, конечно в полгода». В противном случае «те их поместья и вотчины с людьми и со крестьяны у их взять и отписать». Большинство татарских землевладельцев отказалось принять православие. Земли у них были отняты и переданы их крещеным родственникам или русским помещикам. Местные власти так организовали исполнение указа, что зачастую земли лишались и землевладельцы-мусульмане, не имевшие русских крепостных крестьян.
В 1715 г. последовал указ Петра I «Об описи и взятии в казну крестьян православной веры у помещиков магометанского закона, за невосприятие оными христианской веры». Он предписывал служилым татарам и другим инородцам креститься под угрозой изъятия в пользу государства принадлежащих им крепостных православных крестьян с землей и имуществом. Вместе с тем за мурзами сохранялись их собственные усадьбы, мельницы и земельные наделы.
Указы Петра I начала 20-х гг. были обращены уже к податному нерусскому населению. Согласно этим указам, принявшие крещение получали трехлетнюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе.
Результаты осуществления петровских указов были невелики. Из числа татар в православие перешло чуть более двух тысяч человек. Мало крестившихся было среди других нерусских народов края.
Во второй четверти XVIII столетия политика христианизации ожесточается. В 1728 г. местные власти получат предписание всеми возможными средствами, вплоть до смертной казни, остановить агитацию в пользу « старой веры» (ислама). Тех, кто отпадал от православия, отправляли для «увещевания и исправления» в монастыри. Началось и расселение мусульман и новокрещен.
Контора новокрещенских дел. Лука Конашевич. Особенно широкий размах и жесткий характер политика христианизации приобрела в 40-50-е гг. Еще в 1731 г. в Свияжске была создана Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев. За восемь лет ей удалось обратить в православие немногим более двух тысяч человек.
В 1740 г. по указу Анны Ивановны вместо этого миссионерского учреждения была основана Контора новокрещенских дел. Ей было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.
Указ российской императрицы содержал весьма обширную программу христианизации и русификации. Им предусматривались меры как по поощрению перехода в православие, так и по удержанию крещеных в новой вере. Так, крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от 50 копеек до полутора рублей. Ясачным татарам-мусульманам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чулками. Татарским мурзам выдавали серебряный крест и более ценные вещи и одежду. Кроме того, было подтверждено, что новокрещены на три года освобождаются от налогов и повинностей (эти налоги и повинности возложили на некрещеных иноверцев). Рекомендовалось также организовать обучение новокрещеных основам православной веры, поощрять браки между новокрещеными и русскими.
По указу Анны Ивановны надлежало «принуждения ко крещению отнюдь не чинить, и им (иноверцам. - И.Г.) за то ничем не угрожать, но поступать в том по образу апостольской проповеди, со всяким смирением, тихостию и кротостию безо всякого кичения, угрожения же и страха, дабы не подать им причины инако толковать». Однако на практике возобладали насильственные методы. Особенно широко и рьяно Контора новокрещенских дел использовала методы прямого принуждения к принятию православия и преследования мусульман, когда во главе ее стоял архиепископ Казанский и Свияжский Лука Конашевич.
Миссионеры вместе с солдатами отправлялись в нерусские деревни, насильно сгоняли их жителей к реке и «крестили». При сопротивлении в ход шли плети и палки. Людей хватали на улицах, волокли в церкви, окатывали водой и объявляли христианами. Даже малолетние дети порой не избегали такой участи. Новокрещенов, не соблюдавших христианских обрядов, отправляли в тюрьмы, подвергали физическим наказаниям, «в железы и цепи сажали». В дни мусульманских праздников православные священнослужители устраивали в татарских деревнях крестные ходы. Осквернялись и разрушались древние мусульманские кладбища, а могильные плиты шли на фундаменты строящихся церквей.
Не без влияния неистового миссионера Луки российская императрица Елизавета Петровна в 1742 г. подписала указ «О недопущении в Казанской губернии строить мечети, и о разведывании губернаторам и воеводам об обращенных в магометанский закон новокрещеных людей». Указ повелевал все вновь построенные в Казанской губернии мечети «сломать и впредь строить не допускать». В последующие два года было издано еще несколько указов. Ими предписывалось строительство церквей в селах, где жило даже несколько крещеных. По указу 1749 г. на некрещеных крестьян края была переложена подушная подать перешедших в новую веру.
За два года в Казанском уезде и г. Казани губернии было разрушено 418 мечетей. После пожара 1749 г. Лука Конашевич добился переселения части жителей Старотатарской слободы на новое место — близ деревни Поповка. На этом месте возникла Новая Татарская слобода. В1752 г. по докладу Луки был принят новый указ «О сломании самовольно казанскими татарами построенных мечетей».
Деятельность Новокрещенской конторы во главе с Лукой Конашевичем превратилась в широкомасштабное национально-религиозное издевательство над татарами. Сам архиепископ снискал печальную «славу» среди местного населения и получил прозвище «Аксак Каратун» («Хромой черноризец»).
В столицу Российской империи постоянно шли жалобы на насильственное крещение, притеснение мусульман. Люди были готовы подняться с оружием в руках на защиту своей веры. Эти обстоятельства сыграли свою роль. В 1750 г. Синод принял решение «О необращении иноверцев насилием к православной церкви». Через пять лет Лука Конашевич был переведен в Белгородскую епархию, где умер в 1758 г.
В деле христианизации правительство использовало и другие меры. Так, в 50-х гг. действовало несколько новокрещенских школ, которые затем перевели в Казань, в Старотатарскую слободу. Общее число учащихся этих школ — чувашских, татарских, марийских, мордовских, удмуртских детей — в 1758 г. составляло 205 человек.
К середине XVIII в. было крещено подавляющее большинство чувашей, марийцев, мордвы и удмуртов. Обратить в православие за время деятельности Конторы новокрещенских дел миссионерам удалось лишь 8,4 тысячи татар.
Ослабление религиозных притеснений. Указ 1773 г. о веротерпимости. Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756 г. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселение некрещеных татар.
Наиболее существенные перемены произошли во время правления Екатерины II (1762-1796). В 1764 г. последовал указ «О сложении с новокрещен имеющейся на них доимки, о порядке взимания с них впредь податей, о небытии новокрещенской конторы и о препоручении тех новокрещен в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярий». По этому указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога, который они платили за крестившихся (крещеные иноверцы сохраняли прежние льготы по уплате налогов и освобождению от рекрутской повинности на три года). Все новокрещеные были приравнены в правах к государственным крестьянам. Контора новокрещенских дел упразднялась, а миссионерская деятельность среди неправославных народов передавалась местным епархиям.
В 1773 г. Екатериной II был принят указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.
Огромным событием в жизни российских мусульман стало открытие в 1789 г. в Уфе мусульманского Духовного собрания. Указ об учреждении этого собрания «для заведывания всеми духовными чинами магометанского закона» был подписан императрицей 22 сентября 1788 г. Центральная власть, таким образом, создала орган управления мусульман России во главе с назначаемым муфтием. Первым муфтием был утвержден Мухаммад-жан Хусаинов. Правительство выплачивало ему жалование, по тем временам огромное — полторы тысячи рублей в год. Помощникам муфтия, муллам из казанских татар также было определено государственное жалование.
Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение.
Таким образом, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. Однако ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское население края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу.
Вопросы и задания
1. Какими мерами правительство и церковь пытались обратить нерусское население Поволжья и Приуралья в христианство в первой половине, XVIII в.? Какую реакцию у него вызвали эти меры? 2. С какой целью был учреждена Контора новокрещенских дел? Что вы знаете о методах и результатах ее деятельности? 3. Какую память о себе и почему оставил в татарском народе Лука Конашевич? 4. Сравните религиозную политику правительства и православной церкви в крае в первой половине XVIII в. с аналогичной политикой в предшествующие полтора столетия. К каким выводам вы пришли? 5. С какого времени политика христианизации нерусского населения Среднего Поволжья начинает приобретать более мягкие формы? 6. Почему в татарском народе за Екатериной II осталось имя Эби патша? Объясните это с точки зрения проводившейся ей религиозной политики. 7. Можно ли утверждать, что Духовное управление мусульман было независимым от властей учреждением? Обоснуйте свой вывод. 8. Охарактеризуйте общее изменение политики христианизации в крае к концу XVIII столетия.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 221;