Непосредственные предшественники человека
Рамапитеки. В предгорьях Гималаев в Индии, Пакистане, Юго-Восточной Африке, Ближнем Востоке и Центральной Европе были найдены остатки ископаемой крупной обезьяны — рамапитека (от Рама — имени одного из главных богов индийского пантеона),— по строению зубов оказавшейся промежуточной между современными человекообразными обезьянами и человеком. Рамапитек жил 8—14 млн лет назад. В это время, как показывают палеоклиматические данные, на Земле стало немного холоднее и на месте прежде необъятных тропических лесов стали возникать саванны. Именно в это время рамапитеки «вышли из леса» и стали приспосабливаться к жизни на открытом пространстве. Можно только догадываться, что послужило причиной этой экологической перестройки, возможно, поиски пищи, которой стало меньше в джунглях, или необходимость уйти от каких-то сильных хищников.
На открытом пространстве потребовалась физическая перестройка организма обезьяны: преимущество получали те особи, которые могли дольше продержаться на двух ногах — в выпрямленном положении. В высокой траве для высматривания добычи и врагов такое положение тела более выгодно. И какие-то рамапитеки стали прямоходящими.
Рамапитеки представляли большую и многочисленную группу видов. Примерно 8 млн лет назад немногие виды (или популяции) рамапитеков, через ряд недавно открытых промежуточных видов (сахелантропы, оррорины, ардипитеки) дали начало новой группе человекообразных существ - австралопитеков.
Австралопитеки. Находки, сделанные главным образом в Южной Африке, позволяют представить облик существ, находившихся в основании развития линии приматов, приведшей к возникновению рода Homo. Их стали называть австралопитеками (от лат. australis — южный, pithecus — обезьяна).
Австралопитеки — сравнительно крупные существа, 20—65 кг массой, 100—150 см ростом, на коротких ногах при выпрямленном положении тела. У них получили мощное развитие мышцы ягодиц, положение затылочного отверстия было сходно с таковым человека, что также говорит о выпрямленном положении тела.
Значительное сходство с человеком у австралопитековых отмечается в строении зубов и зубной системы: клыки небольшие (отличие от всех обезьян), зубы расположены в виде широкой, как у человека, дуги. У большинства видов предкоренные зубы двубугорковые, как у человека.
Масса мозга австралопитеков была 450—550 г (средняя масса мозга горилл 460 г, но при этом надо учесть, что размеры тела у горилл много больше). Судя по внутренним слепкам мозговой полости черепа (эндокранам), при общем значительном развитии мозга выпуклости в заднем отделе височной области (связанной с речью и характерной для человека) у австралопитеков еще не было.
Австралопитеки — обитатели открытых пространств. Слабое развитие клыков согласуется с предположением, что функции нападения и защиты у них должны были перейти к свободным рукам. В слоях, где найдены остатки австралопитековых (число находок исчисляется сотнями), обнаружены многочисленные кости мелких павианов со следами сильных раскалывающих ударов. Орудиями, которые могли нанести такие повреждения, были крупные гальки, а также длинные кости крупных копытных и челюсти других животных. Австралопитеки широко использовали как ударные орудия палки, камни, кости копытных и т.д. Охотились они и на подобных себе — на ряде найденных черепов есть явные следы ударов, и чаще эти удары приходились на левый висок жертв, т.е. австралопитеки были, как и люди, в основном правшами. Судя по строению зубной системы, эти животные были всеядными. Развитая передняя конечность с отставленным первым пальцем свидетельствует, что они могли быть способны к примитивной обработке орудий труда. Среди каких-то видов этих существ, возможно, началось освоение огня. Во всяком случае следы длительно существовавшего костра найдены вместе с останками прометеева австралопитека.
Одновременно существовало несколько разных видов австралопитеков, различающихся по величине и телосложению, строению зубов (более травоядные и более всеядные) и распространению. Наиболее вероятным «кандидатом» в непосредственные предки ствола рода Homo, по-видимому, является менее дифференцированный афарский австралопитек (A. afarensis), остатки которого найдены в Эфиопии, в слоях возраста около 3,5 млн лет. Специализированные виды австралопитеков обитали вместе с ранними формами человека и могли быть его жертвами.
Австралопитеки по многим чертам были гораздо ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны; это сходство более выражается в строении зубной системы и типе локомоции, а не в строении мозга. Они использовали примитивные орудия, у них были свободными руки.
От австралопитеков произошла близкая им, более специализированная группа – род парантропов (Paranthropus), включавший 3 вида. Это была тупиковая ветвь эволюции. Судя по ископаемым находкам, австралопитеки и родственные им парантропы жили 4 млн —1,2 млн лет назад.
3. Основные этапы эволюции рода Homo
В 1959 г. на склоне кратера Нгоронгоро (плато Серенгети, Танзания) в Олдовайском ущелье вместе с остатками одного из австралопитеков (зинджантропа) были найдены отдельные кости скелета, а в 1960 г. на том же месте — череп существа, значительно более близкого человеку, чем австралопитеки. В 1961 —1977 гг. несколько десятков фрагментов сходной формы были найдены здесь же и в других местах Африки.
Это существо назвали Homo habilis — Человек умелый. Возраст этих находок сейчас определен — 2 млн лет. Честь открытия Человека умелого принадлежит британским антропологам супругам Мэрии Луису Лики.
Человек умелый. Масса головного мозга Н. habilis была около 650 г
(до 775 г). В отличие от человекообразных обезьян и точно так же, как у современного человека, первый палец стопы Человека умелого не был отведен в сторону. Это показывает, что морфологические перестройки, связанные с прямохождением, здесь полностью завершились. Концевые фаланги кисти Н. habilis такие же короткие и плоские, как у современного человека. Общая численность вида в момент его наибольшего расцвета была невелика — порядка 125 тыс. человек. Немногочисленные популяции этого — уже не австралопитека, но еще не вполне человека,— должны были находиться в жестокой межвидовой борьбе с процветающими группами австралопитеков (последних было, по-видимому, несколько миллионов особей). Австралопитеки, безусловно, были биологически (экологически) прогрессивнее Человека умелого. Еле-еле выживая, Н. habilis прорывался в совершенно новую адаптивную зону — зону труда.
Вместе с Н. habilus были найдены грубые галечные орудия и кости животных, явно расколотые для добывания мозга. Некоторые рубила сделаны из материала, принесенного из районов, удаленных на 70—80 км. Имеются шары для метания и, самое главное, - приспособления для изготовления орудий (наподобие наковальни). Значение находок таких орудий огромно, так как трудовая деятельность является границей, отделяющей Человека от остальной природы. Находка Н. habilis — творца галечниковой культуры — находка первого (или одного из первых) вида Человека на Земле. Период его жизни – от 2,5 млн до 1,9 млн лет назад.
Определенное значение в антропогенезе имела мясная пища, которая стала, по существу, самостоятельным фактором антропогенеза. Как предполагают, австралопитеки были хищными существами. H.habilis со своими орудиями оказался более опасным хищником и для самих австралопитеков. Возможно, что уже на этой стадии возник каннибализм. Современные представления о роли этого фактора сводятся к тому, что употребление мяса обеспечивало предков современного человека незаменимыми аминокислотами, которых нет в пище из растений.
Архантропы (древнейшие люди). Итак, по крайней мере в одной из ветвей богатого видами ствола австралопитеков возникла и развивалась способность к производству орудия труда, что обеспечило дальнейшее развитие головного мозга. Вероятно, в этот же период произошло и широкое освоение огня. Все названные особенности, вместе взятые, давали такие большие преимущества, что около 2 млн лет назад началось быстрое расселение Н. habilus по Африке, Средиземноморью, Южной, Центральной и Восточной Азии. Расселяясь и попадая в новые условия существования, они образовывали отдельные изолированные формы. К настоящему времени известно 9 подвидов (представленных остатками многих десятков, если не сотен особей), занимающих по многим существенным признакам промежуточное положение между современным человеком, с одной стороны, и австралопитековыми — с другой. Все эти формы, существовавшие одновременно или частично сменявшие друг друга, жили примерно с 1,9 млн до 140 тыс. лет назад. С точки зрения систематики, эти формы, названные архантропами (от греч. archaios — древний, anthropos — человек), относятся к одному большому виду, или надвиду (комплексу видов),— Homo erectus.
Сейчас изучено значительное число форм древнейших людей. Наиболее известные — питекантроп (Ява), синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Средняя Европа), атлантроп (Алжир), телантроп (Южная Африка), олдовайский питекантроп (Центральная Африка).
Внешне они были во многом похожи на современного человека, хотя по таким существенным чертам, как мощное развитие надбровного валика, отсутствие настоящего подбородочного выступа, низкий и покатый лоб и плоский нос, они еще достаточно отличались от более поздних форм человека. Масса их головного мозга (около 800—1000 г) значительно превосходила таковую Homo habilis, т. е. достигала или даже превосходила низшие пределы нормально развитого мозга современного человека (средняя масса мозга H. sapiens около 1300 г). В строении мозга древнейших людей были некоторые существенные особенности, отличающие его от мозга более развитых позднейших форм: передний отдел лобных долей имел клювовидную форму, теменная область была уплощена, височные доли — узкие.
Средний рост тела древнейших людей, несомненно, был не одинаков в разных частях мира. Средний рост мужчин Н. erectus в Китае был около 160 см, женщин —150 см; на Яве жили более рослые существа. О существовании значительного полового диморфизма в строении тела свидетельствуют резкие различия в размерах зубов мужских и женских черепов. Среди древнейших людей были и более крупные формы.
Можно представить и образ жизни этих существ. Прежде всего они отличались развитой орудийной деятельностью. С помощью уже совершенных ручных рубил, обтесанных с двух сторон, и каменных «сечек» — чопперов (разновидность рубила с односторонним рабочим краем; типичные рубила были более распространены в Европе, чопперы — в Азии) — эти люди могли разделывать убитых животных. Они успешно охотились на слонов, буйволов, носорогов, оленей, грызунов, крупных птиц, несомненно, не упускали случая убить и съесть себе подобных. Значительную роль в пище древнейших людей играли ягоды, плоды, коренья, зелень.
Древние люди жили в основном в пещерах и были способны строить примитивные укрытия из крупных камней (типа «каменных ящиков»). На месте постоянных стоянок обычно использовали огонь (вопрос о возможности добывания огня неясен, скорее всего они поддерживали долгие годы огонь, зажженный, например, молнией).
Суровая жизнь во многом еще мало отличалась от звериной. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что детская и юношеская смертность была очень высокой. Трудовая деятельность, стадный образ жизни привели к дальнейшему развитию мозга. Архантропы переступили рубикон. Судя по размеру мозга, они должны были обладать настоящей речью (рубиконом для этого считается масса мозга, близкая к 750 г; именно при такой массе мозга овладевает речью современный ребенок). Речь, несомненно, была очень примитивной, но это была речь, а не отдельные сигналы животных.
Реконструкция мышц и связок и моделирование речевого аппарата показали, что (в отличие от Человека умелого, владевшего еще не всеми гласными) архантропы, жившие в пещерах Южной Франции около 450 тыс. лет назад, были в состоянии издавать такие звуки, как «аах», «чен», «реу», и овладели уже всеми гласными. Возникновение речи, основанное на трудовой деятельности и общественном образе жизни, должно было дать мощный толчок развитию в том же прогрессивном направлении — выделении человечества из мира органической природы.
По времени существование данных архантропов совпадает с существованием поздних австралопитеков (парантропов) и Н.habilis. Предполагают, что архантроп охотился и на Человека умелого, и на автралопитеков. Общая численность архантропов достигала в период их расцвета 1 млн человек.
Итак, 2,5 млн лет назад развитие одной из ветвей австралопитеков привело к возникновению Н. habilis, а в результате возникновения такой принципиальной адаптации, как производство орудий труда, в дальнейшем привело к новой вспышке формообразования (не менее девяти подвидов) Н.erectus. Эти прогрессивные в целом формы широко расселились по теплой зоне Африки, Европы и Азии и эволюционировали в нескольких различных направлениях. Однако основным перспективным направлением эволюции было продолжающееся увеличение головного мозга, развитие речи, совершенствование в изготовлении орудий, расширение использования огня.
Несмотря на все большее сходство с современным человеком, древнейшие люди по ряду существенных морфологических признаков отличались от современного человека. Их эволюция направлялась в основном еще биологическими факторами, включавшими жесткий естественныйотбор, связанный с внутривидовой борьбой за существование. После периода максимального расцвета эти формы постепенно исчезли, дав начало новой группе — палеоантропам (неандертальцам).
Неандертальцы (палеоантропы, или древние люди). Более чем в 400 местах Европы, Африки, Азии, в Индонезии обнаружены ныне остатки существ, живших от 500 до 40 (возможно, 30—25) тыс. лет назад. Они занимали промежуточное положение между архантропами и ископаемыми формами Homo sapiens как по строению тела, так и по развитию культуры. По месту первой находки (долина реки Неандерталь близ Дюссельдорфа, Германия) их назвали неандертальцами, или палеоантропами, или древними людьми. Их относят к биологическому виду Homo sapiens – Человек разумный. Интересно, что название реки Неандерталь переводится с немецкого языка как Долина нового человека.
Для неандертальцев характерны низкий скошенный лоб и затылок, сплошной надглазничный валик, большое лицо с широко расставленными глазами, обычно слабое развитие подбородочного выступа. Крупные зубы, короткая массивная шея, сравнительно небольшой рост (155—165 см). Пропорции тела были близки к таковым современного человека. Руки с широкими кистями и концевыми фалангами с ногтями, более широкими, толстыми и крепкими, чем у современного человека. Масса мозга около 1500 г, причем сильное развитие получили отделы, связанные с логическим мышлением.
На всех стоянках неандертальцев находят остатки мощных кострищ и кости крупных животных; обычно кости разбиты, видимо, для выедания мозга. Многие кости обгорелые, что свидетельствует о широком использовании огня для приготовления пищи. Среди костей животных, находящихся в таких «кухонных отбросах», нередко встречаются и кости самих неандертальцев, следовательно, и в этот период эволюции был обычен каннибализм. Видимо, ко всем людям чужих групп они относились, как к животным, охотились друг на друга. Обычными объектами охоты служили крупные млекопитающие. Орудия неандертальцев — остроконечники и скребла, топоры — были более совершенные, чем обработанные гальки архантропов.
Увеличение числа находок позволило выяснить, что неандертальцы — неоднородная группа. Неоднородность проявляется не только при сравнении неандертальцев, живших, например, на острове Ява, в Африке, Средней Азии или Крыму, но и при сравнении многочисленных скелетов, обнаруженных в одном и том же месте. Еще более осложняется вопрос и тем, что часто более ранние по возрасту находки неандертальцев оказываются морфологически более прогрессивными, чем значительно более поздние формы.
Предполагается, что первые группы Человека разумного, возникнув в Африке, быстро вытеснили своих предков по всей Земле. Эта форма примерно 200-150 тыс. лет назад распалась на два подвида. Один из них — так называемые поздние неандертальцы — характеризовался указанными выше признаками; они имели мозг, в котором, как и у архантропов, форма лобных долей была клювовидной. Скелет имел крупные остистые отростки позвонков — свидетельство мощной туловищной мускулатуры. Этот подвидбыл назван Homo sapiens neanderthalensis.
Другая линия — ранние неандертальцы (кроманьонцы) — характеризовалась меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти грацильные черты в строении скелета свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения коры головного мозга — развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей — говорит о том, что эти существа вступили на путь, ведущий от стада к возникновению общества. В группах этих ранних неандертальцев были более развиты внутригрупповые связи на охоте, при защите от врагов и от неблагоприятных природных условий. Представители же поздних неандертальцев только очень небольшими (видимо, семейными) группами могли выживать и побеждать в борьбе за существование. В них был воплощен обычный эволюционный принцип мощного физического развития, ведущий группу по пути биологического прогресса.
Ранние же неандертальцы оказались на принципиально новом эволюционном пути — они выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что привело 60—50 тыс. лет назад к возникновению подвида, к которому принадлежим и мы с вами,— Человека разумного — Homo sapiens sapiens.
С развитием молекулярной биологии стало возможным сравнение современных представителей разных рас по особенностям строения мтДНК и Y-хромосомы и на этой основе восстановить возможные пути микрофилогенеза (вплоть до реконструкции «праЕвы» и «праАдама»). По этим данным, все филогенетические линии современного человека начали расходиться из общей точки около 200 тыс. лет назад. Образование современных рас, по этим данным, могло происходить 30—40 тыс. лет назад.
Анализ сохранившихся в ископаемом состоянии обрывков ДНК неандертальцев показал, что палеоантроп отделился от единого ствола, ведущего к неоантропу, около 500 тыс. лет назад. Около 150 тыс. лет назад началось разделение единого ствола неандертальцев на два самостоятельных (здесь имеется расхождение с вышеуказанным возрастом 200 тыс. лет, но оно не столь значительно, учитывая невысокую точность метода). Эти данные в основном совпадают с данными палеоантропологии (рис.1).
Рисунок 1- Филогенез Человека разумного (А.В.Яблоков, А.Г.Юсуфов, 2002)
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 246;