Отличительные черты креативных и экстремальных видов АФК
Выделение данных видов вызывало неоднозначную реакцию со стороны специалистов по теории и методике физической культуры. В критических замечаниях указывается, что названные виды встречаются в адаптивном спорте, физической реабилитации, адаптивной двигательной рекреации, и скорее всего, относятся к средствам или методам АФК.
Однако, данные замечания не учитывают главной цели выделения дополнительных видов адаптивной физической культуры, которая состоит в стремлении учесть все многообразие личных (не только государственных, общественных) потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья и предложить социально приемлемые способы их удовлетворения (С.П. Евсеев).
Отличительными чертами креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных (КТОП) видов адаптивной физической культуры являются следующие:
1. Творчество, стремление к познанию нового, неизведанного. Творчество становится ведущей целью, сущностью занятий, непременным атрибутом деятельности.
2. Обязательное объединение духовного и телесного начал человека в процессе занятий. Максимальное привлечение в сферу АФК средств и методов психологии и психотерапии с одной стороны, и обогащение классических методов психологии и психотерапии технологиями АФК, с другой стороны. Акцент для специалистов адаптивной физической культуры делается на креативность, образность, духовность, а для психологов – на телесность, физические компоненты личности.
3. Интеграция двигательной деятельности со средствами и методами искусства. Здесь используются музыка, хореография, пантомима, литература, поэзия, рисунок, лепка, работа с песком и т.п.
4. Вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, полное поглощение его новыми впечатлениями, образами, активностью. Здесь происходит полное переключение сознания, погружение его в необычную деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга, его обоих полушарий.
5. Возможность с помощью КТОП переработать негативные состояния занимающихся, проиграть свои внешние и внутренние ощущения, лучше понять и познать себя; совместно переживать ситуации с другими людьми, развивать эстетические чувства, получать радость от ощущений собственного тела (Н.Ю. Оганесян).
6. Данные практики получили наибольшее распространение в психиатрии, психотерапии, нетрадиционных системах оздоровления.
Цель креативных телесно-ориентированных видов – обеспечение возможности для творческого развития и самовыражения занимающихся через движение, музыку, образ путем интеграции компонентов физической культуры и искусства, объединения духовно-телесных составляющих человека с отклонениями в состоянии здоровья.
Основные задачи: развитие креативных (творческих) и эстетических способностей; преодоление психологических комплексов, снятие «мышечных зажимов» с помощью физических упражнений, музыки, танцев, сюжетных игр и т.д.; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса, овладение навыками общения и коллективного творчества, совершенствование коммуникативной деятельности; приобщение к искусству; доступным областям профессионально-трудовой деятельности.
При проведении занятий по КТОП рекомендуется выполнять условия:
- создание естественной стимулирующей среды (комфорт, защищенность);
- подбор заданий, соответствующих возможностям занимающихся, исключение негативных оценок их действий, идей, результатов, поощрение творчества;
- усиление положительной мотивации к занятиям и личной заинтересованности участников занятий в происходящем;
- реальное проживание, проигрывание, прочувствование возможных воображаемых и реальных ситуаций в жизни;
- использование метода переноса смысла с одного познаваемого объекта на другой (С.В. Дмитриев) за счет применения метафор (перенесение одного образа в другой, более сложный), аналогий (вскрывает внутреннюю сущность объекта, делает «необычное знакомым», понятным для занимающихся), аллегорий (сопоставление несопоставимого) и других идеальных образований, составляющих универсальный механизм творческой деятельности и играющих немалую роль в художественном осмыслении действительности.
Главная цель – борьба с монотонией, однообразием в жизни, преодоление психологической неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточного самоуважения); формирование потребности в значительных напряжениях, как необходимом условии саморазвития и самосовершенствования.
Основные задачи: формирование чувства собственного достоинства, самоуважения путем преодоления критических ситуаций, связанных с риском и опасностью; адаптация к повышенному напряжению, экстремальным ситуациям, формирование активной жизненной позиции; демонстрация потенциальных возможностей человека с отклонениями в состоянии здоровья в управлении двигательными действиями в экстремальных условиях; преодоление психологических комплексов неполноценности, профилактика состояний фрустрации, депрессии, наркотической и алкогольной зависимости; повышение уровня качества их жизни.
В качестве важнейших условий применения экстремальных видов адаптивной физической культуры должны выступать:
- наличие технических предпосылок обеспечения абсолютной безопасности выполнения двигательных заданий;
- наличие у специалистов АФК сформированных умений и навыков оказания занимающимся физической помощи и страховки;
- совершенное владение специалистами АФК техникой выполнения и демонстрации экстремальных упражнений, наличие иллюстративных материалов;
- наличие средств оказания первой медицинской помощи в местах проведения занятий.
Главными функциями КТОП являются творческая, развивающая, воспитательная и личностно-ориентированная. Развивающая функция ставит акцент в процессе занятий на формирование и развитие личностных качеств. Именно в этом виде АФК, имеются наибольшие возможности для формирования аксиологический (ценностной) концепции жизни человека, ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Это объясняется взаимоусиливающими влияниями интегрированных средств физической культуры и искусства, художественного осмысления и трактовки действительности. Вид деятельности занимающихся, применяемые средства, методы, организационные формы занятий креативными телесно-ориентированными практиками позволяют выделить эстетическую, зрелищную, коммуникативную и гуманистическую функции в числе ведущих.
Из принципов – доминирующее положение занимают социальные принципы (гуманистической направленности, приоритетной роли микросоциума, интеграции и социализации).
Методика проведения занятий по КТОП (психогимнастика, танцевальная терапия)
Наибольшее распространение в нашей стране получили психогимнастика и танцевальная терапия. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Такие занятия показаны вспыльчивым, замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, нарушениями характера; легкими задержками психического развития и другими нервно-психическим расстройствами. Психогимнастика по методике М.И. Чистяковой, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, воспитание эмоций и высших чувств, на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снять психическое напряжение. Нарушения выразительности моторики заслуживают пристального внимания, так как неумение правильно выразить свои чувства, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми.
Не менее важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Пояснение эмоций в психогимнастике ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя. Ребенок, говорящий на хорошем языке, лучше мыслит, тоньше понимает себя. Занятия по психогимнастике строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
1. фаза. Мимические и пантомимические этюды. Цель – выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций – радость, удивление, интерес, гнев, страх и др. Дети знакомятся с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой.
2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель – выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам.
3 фаза. Этюды игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель – коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка. Цель – снятие психоэмоционального напряжения, нежелательного поведения, черт характера. Между второй и третьей фазами делается перерыв несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе (общение между собой). Между третьей и четвертой фазой можно провести игру на внимание, память, подвижную игру. Дошкольников в группе не должно быть более шести, а младших школьников – более восьми. При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Этюды и игры на эмоции должны быть на каждом занятии
Заканчивается занятие расслаблением детей, обучением их саморегуляции. На занятиях по психогимнастике используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А.В. Алексеевым для юных спортсменов, адаптированный для школьников. При проведении тренировки необходимо: соблюдать чувство меры, не затягивать отдых и дозировать внушение.
Автор М.И. Чистякова предлагает музыкальное сопровождение каждого этюда, использование приема сочинения историй, в основе которого лежат актуальные проблемы детей. По данному методу широко используются элементы изотерапии. Дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в цвет своего эмоционального состояния. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами, что приводит к усилению воздействия. Наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний и состояния напряжения и расслабления в мышцах используется для тренировки умения распознавать эмоциональное состояние по мимике и пантомимике.
Авторы из г. Сакт-Петербурга Г. Бардиер, И. Ромазан, Г.Чередникова разработали другое направление психогимнастики, которую можно использовать для детей, начиная с 3-х летнего возраста. Специфика организации занятий - каждое упражнение включает в деятельность фантазию, чувства, движения. Все занятие строится на сюжетно-ролевом содержании, все предметы и события должны быть воображаемыми; в структуру занятий входят: разминка, гимнастика, эмоции, общение, поведение, завершение.
В танцевальной терапии основополагающим правилом является единство тела и сознание человека. Характер человека понимается не только как его психологические особенности, но и как способ функционирования его тела, проявляющийся через позу, осанку, физические способности и др. Эмоциональные состояния отражаются в теле и задают ему определенную структуру.
Отрицательные эмоции, подавление чувств способствуют образованию защитных телесных механизмов в форме мышечной закрепощенности и ограничений двигательного диапазона. «Мышечные блоки» оказывают отрицательное влияние на психику.
Задачей психокоррекционной работы является выявление, проработка телесных «зажимов», достижение свободных и естественных движений. Особенности танцевальной терапии заключаются в том, что эти задачи решаются способом выразительного движения. Танец – это общение, культурно-приемлемый способ взаимодействия с другими людьми. Если в телесно-ориентированной терапии, в большей степени, делается акцент на особенности структуры и функционирования тела одного человека вне контекста его социального взаимодействия, то в танце проявляются все способы межличностного общения.
Групповая форма занятия дает широкие возможности для совершенствования социальных умений тех пациентов, которые нуждаются в тренинге элементарных социальных навыков. Направление танцевальной терапии приобрело значимость при работе с больными, испытывающими трудности со словесным взаимодействием. Особую роль танцтерапия имеет, как способ осуществления контакта с аутичными, недоступными для речевого воздействия больными. Выразительные движения позволяют освободить подавленные чувства, исследовать скрытые конфликты, которые могли быть источником напряжения и реализовать это напряжение в креативном русле. Важной целью танцтерапии является развитие положительного образа собственного тела, который связан с положительным образом «Я».
Аналогом телесно-ориентированной терапии можно считать применение лечебной физической культуры (ЛФК) в психотерапевтических мероприятиях. ЛФК улучшает моторную функцию, способствует восстановлению утраченных навыков общения и труда. В танцевальной терапии выделяются: структурированный танец; спонтанные выразительные движения; свободные движения с заданным ритмом и др.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 5171;