Когда и кем педагогика была выделена в особую научную дисциплину и что является предметом ее исследования?
Как особая наука, педагогика была выделена из системы философских знаний английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561–1626). В своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными, научными дисциплинами, он назвал и педагогику под которой понимал «искусство обучения чтению». Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.
Жан Жак Руссо (1712-1778), отрицал прямую зависимость прогресса нравственности и гражданственности от развития наук и искусств, поставивший в центр своих педагогических воззрений естественного природного человека. Преодолевая крайности рационализма, Руссо усматривал первичность душевной жизни человека.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) противопоставил педагогике просветителей, трактующих воспитание как почти всесильный и универсальный способ формирования человеческих качеств, идею образования как процесса духовного развития человека, реализующего свои потенции.
Определяющее влияние на практику массового образования оказали идеи Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841). Он создал классический образ авторитарной педагогики интеллектуализма, в которой ведущая роль в формировании личности отводилась воспитывающему обучению, особенно тщательно была разработана система средств управления его развитием, а сам педагогический процесс жестко регламентировался.
Воспитание выступает в качестве действенного средства формирования человека и выработки у него таких необходимых каждому обществу и государству личностных качеств, как законопослушание, соблюдение социально-экономических порядков и существующих требований морали.
Со времени эпохи Возрождения начали формироваться идеи социалистического воспитания (Т.Мop и Р.Оуэн в Англии, Т.Кампанелла в Италии, Клод-Анри де Руврой Сен-Симон, Ш.Фурье, во Франции, К.Маркс и Ф.Энгельс в Германии, В.И.Ленин в России и т.д.).
Социалисты-утописты принимали активное участие в разработке проектов, уставов и руководств для школы, отстаивали в них идеи о необходимости гуманного отношения к детям, учета их возрастных и индивидуальных особенностей и создания благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ребёнка.
Сен-Симон говорил о целесообразности включения в содержание общего образования школьников "общеполезных сведений, относящихся к промышленности". В качестве "приманок" детей к трудовым занятиям воспитателям рекомендовалось использовать "маленькие орудия" и "маленькие мастерские", размер которых предлагалось увеличивать сообразно возрасту детей.
Так Фурье говорил, что знание оторванное от практики отбивают интерес и охоту к учёбе у детей. Моральные воздействия на детей Фурье предлагал осуществлять в форме поощрений и в форме товарищеских испытаний.
Оуэн категорически запрещал привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детский учреждений:
1. школу маленьких детей (1-6 лет), которая включала ясли, детский сад и площадку для игр;
2. начальную школу (6-10 лет);
3. вечернюю школу для подростков, работающих на производстве.
Немало важным стимулом развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г.Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850г. и в университетах рождаются кафедры педагогики.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 729;