К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики и реформатор народной школы в России
Имя К.Д. Ушинского (1824-1870) вошло в историю педагогики как имя реформатора русской школы и основоположника научной педагогики в России. Целью новой, нарождающейся системы образования считал активную развивающуюся личность, деятельность которой направлена на служение своему Отечеству. Человек у Ушинского – патриот своего отечества, подчиняющий все свои личные интересы интересам отечества и народа, все свои силы и знания отдающий на благо Родины.
Ушинский горячо приветствовал отмену в России крепостного права, добивался лучшего общественного устройства России, он считал, что путь к этому – распространение просвещения и образования.
Если писать портрет Ушинского, говорила Е.Н. Водовозова, одна из блестящих его учениц, то это был портрет пророка с горящими глазами и очень серьезным лицом.
К.Д. Ушинский внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.
Ушинскому принадлежат многочисленные педагогические произведения, которые очень быстро стали популярными: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», учебники «Детский мир» и «Родное слово». В капитальном труде, психолого-педагогическом трактате «Человек как предмет воспитания» (I ч. – 1867 г., II ч. – 1869 г.) впервые воссоединены воедино физиологические, психологические, педагогические знания о человеке. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» обосновал не только социальное, но и воспитательное значение труда физического и особенно умственного.
Огромное теоретическое наследство Ушинского охватывает все существующие вопросы воспитания и обучения детей с раннего возраста и имеет мировое значение. Глубоко и всесторонне образованный, К.Д. Ушинский все свои знания и талант отдал служению Родине.
Истинная наука, утверждает он, немыслима без единства теории и практики. Он пропагандирует идею народности в воспитании, считает труд не только средством воспитания, но и собственно воспитанием, является сторонником и теоретиком развивающего обучения.
Основные направления деятельности
Преобразование русской школы
Принцип народности воспитания
Педагогика – наука и искусство воспитания
Разработка теоретических проблем педагогики и народной школы
Проблема факторов формирования личности
Создание педагогической антропологии
Разработка вопросов педагогического образования.
Проект учительской семинарии
Реформа женского образования в Смольном институте благородных девиц
Программа воспитания
Цель воспитания – формирование гармонически развитых людей, ставящих интересы общества выше личных, преданных совей Отчизне, любящих свой народ.
Основные принципы воспитания: народность, христианская духовность, наука.
Основные идеи Ушинского были связаны с защитой интересов широких народных масс. Он ставил в прямую зависимость экономическое развитие общества от успехов образования. Он высказывался за обязательное школьное образование для всех.
Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа, отсюда и требования, предъявляемые Ушинским к системе образования:
- воспитание должно быть самобытным, национальным;
- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;
- народ определяет содержание и характер воспитания;
- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;
- воспитание женщин наравне с мужчинами;
- подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.
Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;
- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств посвящена специальная глава;
- воспитание навыков и привычек поведения. В статье Ушинского «Воспитание навыков и привычек поведения», подготовленной им для учебника педагогики, раскрывается значение навыков и привычек, даются указания по их воспитанию у детей. По утверждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения.
Ушинский о подготовке народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения» («О пользе педагогической литературы», 1857).
Основные выводы об Ушинском-педагоге
Ушинский универсален как педагог, отличающийсяперспективным видением проблем образования. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.
Ушинский – педагог-дидакт. Он чётко определил принципы дидактики, раскрыв их психологические основы. Дидактические положение Ушинского дают богатый материал для дидактики детского сада (воспитывающий характер обучения, игра и занятие и др.). Ушинский, опережая время, рассматривал дошкольное образование как одну из ступеней в общей системе воспитания и обучения. Исходя из народности воспитания, он разрабатывает вопросы обучеия маленьких детей родному языку, ознакомлению с природой, с народными играми, сказками, пословицами, поговорками и т.д.
Ушинский – теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.
Ушинский – исследователь проблем дошкольного образования. Его интересовало состояние современного ему дошкольного воспитания, и с этой целью он познакомился с опытом работы фребелевских детских садов, приютов, школ для малолетних за рубежом, что нашло отражение в его очерках «Семейное воспитание», «Детские сады», «Приюты» (из «отчёта командированного для осмотра женских учебных заведений коллежского советника К. Ушинского» (1867 г).
Ушинский – методист начального образования разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал первые в России книги для первоначального классного чтения «Родное слово» и «Детский мир», которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе. Кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включены деловые статьи, содержащие материал по природоведению, географии и истории страны. Научность знаний здесь сочетается с доступностью и яркостью изложения, что позволяет решать задачи нравственного и эстетического воспитания. В этих дидактических пособиях представлен содержательный материал для наблюдений, разработана система логических упражнений. В каждой из книг представлены методические руководства для учителей, в которых раскрываются основы методики начального обучения. Огромны его заслуги во внедрении нового, аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе.
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли). Ценны мысли Ушинского об особенностях психического развития детей, о роли активности и деятельности в раннем возрасте, о социальной обусловленности игр.
В главе «История воображения» из капитального труда Ушинского «Человека как предмет воспитания» научно раскрывая психологические особенности ребенка дошкольного возраста, Ушинский правильно установил и закономерности развития детского воображения, его своеобразие.
Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.
И, наконец, Ушинский – историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свою работу «Человек как предмет воспитания».
Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.
Ушинский – просветитель-демократ, его лозунг – пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология[2].
Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.
Основные даты жизни и деятельности
1824 — Константин Дмитриевич Ушинский родился в г. Туле.
1835-1840 — обучение в Новгород-Северской гимназии.
1840-1844 — обучение на юридическом факультете Московского университета.
1846-1849 — исполняющий должность профессора Ярославского Демидовского лицея.
1851 — женитьба на Н.С Дорошенко.
1855-1859 — инспектор классов Гатчинского сиротского института.
1859-1862 — инспектор классов Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища (Смольный институт).
1862-1867 — командировка за границу.
1870 — Константин Дмитриевич Ушинский скончался в г. Одессе. Похоронен возле Выдубицкого монастыря, вблизи Киева.
Основные работы
1856 – «О народности в общественном воспитании».
1857 — первая педагогическая статья «О пользе педагогической литературы», статья «Три элемента школы».
1860 – «Психологические монографии», «Труд в его психическом и воспитательном значении».
1861 — «Проект учительской семинарии», «Детский мир».
1864 — первое издание «Родного слова» (год 1-й и год 2-й) и «Книги для учащих».
1868-1908 гг. — «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
1870 — первое издание «Родного слова. Год 3-й» и «Руководства к преподаванию по «Родному слову» (ч. II).
1870 (май) — последняя статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».
1908 — «Письма о воспитании наследника русского престола».
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 5683;