Характеристика новаторских педагогических идей Д. Дьюи
Джон Дьюи (1859-1952) – американский философ, социолог, педагог, психолог; основоположник прагматической педагогики, проблемного и проектного обучения. Разработал философию, преподававшую единство теории и практики, единство, примером которого служил его собственная политическая и интеллектуальная деятельность. Его мышление строилось на нравственном убеждении, что «демократия есть свобода», и он посвятил свою жизнь построению его философского обоснования, активно боролся за его реализацию.
Философские взгляды Дьюи достигали более широкого круга читателей через его книги, предназначенный как для педагогов (например, «Школа и общество» (1899), «Как мы думаем» (1910), «Демократия и образование» (1916) и «Опыт и образование» (1938), так и для его коллег-философов. По его собственным словам, в работе «Демократия и образование» ему удалось кратко изложить свою «философскую доктрину».
Ни в одной другой области приверженность Дьюи демократии и идее интеграции теории и практики не проявлялась с такой очевидностью, как в его деятельности педагога-реформатора [1].
Дети, утверждал Дьюи, не приходят в школу в виде пассивных «чистых досок», на которых учитель запишет уроки цивилизации. Ребенок, переступая порог класса, «уже имеет опыт активной деятельности, поэтому речь идет о том, чтобы взять в руки эту деятельность и задать ей направление», когда ребенок приступает к формальному образованию он приносит с собой четыре основных «врожденных импульса»: общение, созидание, познание и выражение в более совершенной форме», которые составляют «природные ресурсы, неинвестированный капитал, определяющий и обуславливающий активное развитие ребенка». Ребенок приносит с собой такие же интересы и виды деятельности своей семьи и окружения, и задача учителя состоит в том, чтобы использовать это «сырье», направляя деятельность ребенка на достижение «полезных результатов».
Если представители традиционной педагогики утверждали, что знание следует просто навязывать ребенку последовательно в соответствии с логикой такой абстрактной совокупности, как истина; способ представления материала совершенно не интересует ребенка, более того, он не научает его тому, какими методами экспериментального исследования человечество приобрело это знание. Вследствие этого учителю приходится прибегать к мотивациям ребенка, не связанным с содержанием образования, таким, как страх перед болью и унижением, что создавало всего лишь видимость обучения. Вместо того, чтобы определенным образом навязывать ребенку учебный предмет, Дьюи предлагал «психологизировать учебную программу, создав такую атмосферу, когда ребенок в своей непосредственной деятельности будет сталкиваться с проблемами, для разрешения которых ему потребуются знания и умения в естественных науках, истории и искусстве». Учебная программа в действительности подсказывает учителю, что «..отныне изо дня в день вы должны создавать .. условия, чтобы их собственная деятельность неуклонно развивалась в направлении к их самореализации» [12].
Отказ от авторитарного обучения и развития, по утверждению Дьюи, требует от учителя профессионализма, блестящего знания своего предмета и детской психологии, владения практическим опытом и методической создания стимулов, необходимых ребенку для интеграции учебной предмета в свой растущий опыт. Дьюи признавал, что большинство учителей не владеют ни знаниями, не необходимыми навыками для преподавания по данной системе, но он допускал, что они могут научиться этому [3].
Концептуальные положения системы Д. Дьюи
Основное философское понятие – опыт.
Ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
Усвоение знаний – стихийный и неуправляемый процесс.
Ребёнок – активный субъект обучения, удовлетворяющий потребность в знаниях. В обучении проявляются инстинкты ребёнка: инстинкт социальный; конструктивный инстинкт; исследовательский – инстинкт любознательности; экспериментальный инстинкт.
Как удовлетворяются инстинкты ребёнка? В качестве источников познания ребёнку предоставляются книги, картинки, игрушки, дети вовлекались в игру. В более старшем возрасте – задачи, загадки, проблемы для решения, дети вовлекались в трудовую деятельность.
Идеи, положенные в основу педагогики Д. Дьюи:
«Ребенок – солнце, вокруг которого вращаются все средства образования; в учебном процессе все подчинено его желаниям и интересам».
Основой школы является труд. Занятия по труду должны стать «центром, вокруг которого группируются научные знания».
Методы воспитания и обучения: игра, импровизация, экскурсия, исследование, метод проектов и другие.
Цель воспитания – содействовать самореализации личности. Задача школы – обогащение опыта детей полезным содержанием
Опытная школа Дьюи в Чикаго имела следующие отличительные черты:
- учебный план заменён игровой и трудовой деятельностью;
- исследовательский подход к обучению;
- преобладание проблемных методов обучения;
- организационные формы: индивидуальная, групповая, академическая, клубная.
Процедура решения проблемной ситуации: ощущение затруднения; осознание проблемы; выдвижение гипотезы; критическая оценка гипотезы; экспериментальная проверка гипотезы (действие).
Теория проблемного обучения получила дальнейшее развитие В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А. М. Матюшкин, М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и другие.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 2218;