Сопоставление западных и восточных культур
Еще в ХХ веке европейская культурологическая мысль приходит к выводу о сопоставлении не нормативных культурных традиций Запада и Востока, а системы социокультурной регуляции в целом. Возникла необходимость в объективных критериях, которые бы помогли осмыслить глубинные корни различий между культурами Запада и Востока. Известный исследователь В. Шейнис предложил три критерия сопоставления западных и восточных культур.
1. Положение индивида в группе и обществе в целом, которое определяется уровнем индивидуализации, или, наоборот, включение человека в социум. Культуре Востока присуща жесткая зависимость индивида от группы, только в ее рамках личность ощущает себя ценностью, вне ее она ничто. Наоборот, в западных обществах, которые давно преодолели патриархальные структуры и пришли к обществу независимых индивидов, любые формы социального патернализма воспринимаются как покушение на свободу самодостаточного индивида.
2. Удельный вес светской или религиозной ориентации господствующим мировоззрением.
3. Отношение к традиции или инноваторству, которое выражается в ориентации на смену или консервацию существующих структур.
Эти критерии требуют уточнения, ибо являются следствием глубинных социально-экономических процессов в обществе. Ёще в древности существовали принципиальные отличия в формах собственности между Западом и Востоком. К. Маркс в поэтической форме утверждал, что отсутствие частной собственности на землю – настоящий ключ к восточному небу. Частная индивидуальная собственность Запада создала особую социокультурную систему, где господствуют материально-предметные, а в завершенном виде – товарно-денежные отношения и связи. Другие виды социокультурных систем отличаются от нее преобладанием межличностных отношений над предметными.
Сравнительный анализ культурных ценностей “Востока” и “Запада”
Отличия западной и восточной культур: “Запада” - А, “Востока” – В
1. В отношении к миру:
А. Запад. Творчество - удел Бога и человека, оно может быть нацелено на разумное переустройство мира, возможны представления о несовершенстве мира.
В. Восток. Творчество - исключительно удел Неба и Богов, господствуют убеждения о совершенстве и гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве.
2. В отношении к природе:
А. Запад противопоставляет Человека и Природу, причем человек повелевает природой, их единство возможно через приспособление природы к человеку.
В. Восточная культура ориентируется на единство (нерасчлененность) человека и природы на основе приспособления человека к природе. Достоинство человека - вписаться в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела.
3. В понимании личности:
А. Запад. В соответствии с принципом антропоцентризма (антропос -человек) в центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-то иную волю. В западной культуре ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность, проявление своего “Я”, своей свободы воли. Цель жизни – карьера.
В.Восток. Принцип теоцентризма (Тео - Бог) предполагает в основе мироздания некую высшую волю; призвание человека - научиться распознавать эту волю, постоянно пребывая в этой высшей воле, можно преодолеть конечность своего бытия.
На Востоке отдельный человек - личность, живет лишь в коллективе, возможен только как представитель целого, индивидуализм растворен в служении коллективному целому.
4. В отношении к государству, власти, закону:
А. Запад. Закон выше власти, она требует своего обоснования. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна.
В. Восток. Власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек служит государству и начальству душой и телом. Положение человека обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии.
5. В отношении к прогрессу:
А. Запад. Западные цивилизации считаются “прогресистскими”, поскольку тут больше ценятся новации, Запад заглядывает в будущее.
В. Восток. Восточные цивилизации называют “традиционалистскими”, они обращаются к древним традициям как к своим первейшим ценностям.
6. В стиле мышления:
А. Запад. Запад тяготеет к рациональному, логическому мышлению, которое имеет абстрактно-понятийный характер.
В. Восток. На Востоке доминирует афористическое, образное мышление, имеющее интуитивный характер.
Типологические черты двух рассмотренных выше типов духовности определяют и специфику возникших на их основе культурных традиций. Запад и Восток — это различие космологических и космогонических представлений, это различные взгляды на мир, различные, как говорил В.Г. Белинский, «манеры понимать вещи». В то же время формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток» представляется столь же неверной и односторонней, как и формула «Восток есть Запад, Запад есть Восток». Наше время подсказывает иную формулу: «Нет Востока без Запада, и нет Запада без Востока» — одно помогает другому осознать себя.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 587;