Развитие голоса и коррекция его нарушений
Формирование голоса проходит по ортофоническому методу, который предусматривает соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, целью которых является развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции.
Работа над голосом всегда начинается с общего мышечного расслабления, артикуляционного массажа и артикуляционной гимнастики: При вызывании голоса большое внимание уделяется нормализации положения головы, расслаблению мышц верхнего плечевого пояса (круговые движения головой по часовой и против часовой стрелки - для расслабления шейно-гортанных мышц) .
Для включения движение невидимых нёбно-глоточных, гортанных и подъязычных мышц, участвующих в фонировании, а также повышения активности этих мышц проводятся следующие упражнения:
1. Гимнастика с преодолением сопротивления. Ребенку предлагается максимально вытянуть язык. Если он не может сделать это самостоятельно, логопед помогает ему. Затем ребенок пытается втянуть язык внутрь ротовой полости, а логопед легкими рывками вытягивает его.
2. Открывание рта с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка) .
3. Запрокидывание головы с преодолением сопротивления (логопед держит руку под затылком ребенка) и опускание головы вниз с преодолением сопротивления (рука логопеда на лбу ребенка) .
Нормальное голосообразование возможно в том случае, если ребенок может открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед стимулирует! поднятие нижней челюсти путем легкого ритмичного постукивания по подбородку. Постепенно ребенок овладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. После этого ребенок учится опускать нижнюю челюсть сначала с помощью логопеда, затем самостоятельно. При опускании нижней челюсти можно одновременно произносить различные звукосочетания, например «карр-карр».
Для укрепления мышц нёбной занавески и активизации движений мягкого нёба используют следующие упражнения с чередованием расслабления и напряжения:
§ произвольное глотание капель воды,
§ стимуляция зевания и кашлеподобных движений,
§ произнесение гласного а на твердой атаке (далее слогов со звонкими согласными — ба, да, га, ва) ,
§ попеременное произнесение: м-па-м-па. . . , м-бай-м-бай. . . .
При логопедической работе для развития голоса полезно использовать совместное с логопедом пение, выразительную декламацию, медленное попеременное (то шепотом, то громко) произнесение гласных, согласных, слогов. Одновременно необходимо тренировать увеличение длины речевого выдоха: вначале на одном выдохе произносится по одной гласной (а, о, у, э) , потом по две гласных (а-э, о-у, у-ы, э-и) , затем по три (а-э-о, о-у-и) , четыре и т. д. Потом произносятся слоги с удлинением их цепочек, затем слова и, наконец, стихотворные строки (на одном выдохе) .
Важное значение имеют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса. В процессе работы необходимо формировать у детей произвольное изменение силы голоса от громкого до тихого и наоборот, усиление и ослабление голоса при увеличении длительности звучания. Примером подобных упражнений может быть счет с постепенным усилением голоса (прямой счет) и с его ослаблением (обратный счет) , а также произнесение букв в алфавитном порядке, чтение стихотворений с постепенным усилением и ослаблением голоса:
В лесу кричу: «Ay! Ay!» (громко)
А мне в ответ: «Ay! Ay!» (тихо)
Горе кричу: «Ay! Ay!» (громко)
Гора в ответ: «Ay! Ay!» (тихо)
Для развития высоты, силы и тембра голоса большое значение имеет использование различных логопедических игр («Эхо», «В лесу», «Ветер») , чтение сказок по ролям, игры-инсценировки («Волк и семеро козлят», «Теремок», «Колобок») . Логопед учит детей подражать голосам героев сказок. Например, при инсценировке сказки «Три медведя» один ребенок подражает голосу Михаила Ивановича (низкий, грубый голос) ; другой — Настасьи Петровны (голос средней высоты, мягкий, ласковый) ; третий ребенок говорит голосом Мишутки (высокий, тоненький) .
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 322;