Возникновение дефектологии как отрасли педагогического знания
В эпоху Нового времени на Западе произошли радикальные изменения в подходах к воспитанию и обучению людей с отклонениями в развитии. Эти подходы были продолжением полемики, шедшей в Европе, начиная с эпохи Средневековья. Католическая церковь и государство не считали людей с отклонениями в развитии полноценными гражданами. Известно множество фактов избавления от неполноценных детей в средневековой Европе. Особенно свирепствовала инквизиция, рассматривавшая душевнобольных, глухонемых и людей с выраженными интеллектуальными нарушениями как врагов веры, обреченных на преследование и уничтожение. Сходные идеи проповедовали и идеологи Реформации. Например, Лютер считал, что умственно отсталый ребенок – « плоть, лишенная души». Кальвин утверждал, что умственно отсталые люди одержимы дьяволом.
Но уже в Х11- Х111 вв. отношение к таким людям меняется. Пробиваются ростки традиции терпимого отношения к «инаковыглядящим» и «инакоговорящим». В эпоху Возрождения в пределах такой традиции пробивает дорогу новый, гуманистический взгляд на людей с психофизическими недостатками. Отвергается мистическая природа глухоты (Р. Агрикола). Как писал итальянский мыслитель Джордано Бруно, «нельзя ставить в вину телесные недостатки и уродства». О необходимости щадящего подхода и профилактики обострения состояния душевнобольных говорил испанский педагог Л. Вивес. На протяжении XVI - XVII вв. накапливается опыт индивидуального обучения глухонемых. На практике была доказана возможность обучения детей с отклонениями в развитии. Педагогика пришла к выводу о необходимости заботы о воспитании и обучении слабоумных. Как писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике», «нельзя найти такого скудоумия, которому совершенно уже не могло бы помочь образование».
Оформление дефектологии как отрасли педагогической науки происходит, начиная со второй половины XVIII в. и на протяжении XIX столетия. Была осознана не только возможность, но и необходимость специального образования для анормальных детей. В дефектологии постепенно выделяются в самостоятельные науки сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика.
Заметную роль в этом процессе сыграл французский врач, психолог, один из основоположников олигофренопедагогики Эдуард Сеген (1812-1880). Предложенная им система воспитания и обучения умственно отсталых детей обоснована данными физиологии. Особое значение он придавал развитию чувств. В 1841 г. им была открыта первая публичная частная школа-интернат для умственно отсталых, где Сеген стремился осуществить свою идею «физиологического воспитания». Поставив вопрос о значении привычек для воспитания умственно отсталых детей, или, как он выражался, "идиотов", Сеген писал: "Привычка - вторая натура. И идиотия - почти во всех своих наиболее отталкивающих симптомах - является не созданием природы, а преимущественно результатом привычек. Все органы без исключения, и особенно головной мозг, можно укрепить и развить упражнением. Оставаясь в бездействии, все органы, и опять-таки больше всех головной мозг, лишаются способности реагировать, теряют жизненность, атрофируются. Таким образом, привычка - все для идиота, все для его спасения или для его окончательной гибели" .
В высказывании Сегена особый интерес представляют два суждения. Во-первых, о том, что облик идиота - не создание природы, а преимущественно результат привычек. Иными словами, многочисленные недостатки и даже уродства в характере и поведении умственно отсталых детей возникают после болезни, но не вследствие болезни. Она есть результат неправильного, неадекватного формирования привычек у больного ребенка. Следовательно, хорошие и дурные привычки возникают в результате определенного образа жизни больного ребенка, как проявление его компенсаторных личностных тенденций. Во-вторых, Сеген по-своему развивает известную с античных времен мысль о роли привычек в становлении личности. По его мнению, привычка - все для умственно отсталого ребенка, его спасения или гибели. Ученый подчеркивает решающую роль привычек в судьбе умственно отсталого ребенка, считает, что хорошие привычки могут его спасти, а дурные - погубить. В свете такой идеи понятен призыв педагога к воспитателям дефективных детей: «Все, чему только я учу, не будет иметь никакого значения и не приведет ни к каким результатам, если из всех моих предписаний воспитатель не сумеет создать в своем воспитаннике прочных привычек на продолжительное время».
Сеген писал о необходимости разработки методик нравственного воспитания слабоумных детей: "этой части воспитания, относящейся к привычкам, придают гораздо меньше значения, чем это следовало бы, даже занимаясь с детьми обыкновенными; но когда дело идет об идиотах, то каждый, кому приходилось заниматься с ними, знает, сколько старания, предусмотрительности, ловкости нужно в обращении с ними для того, чтобы внедрить в них самые простые привычки культурного человека".
Выдающуюся роль в основании теории и практики тифлопедагогики, обращенной к людям лишенным зрения, сыграли французские ученые и практики Валентин Гаюи (1745 - 1822) и Луи Брайль (1809-1852). Они несли слепым свет образования, старались раскрыть их таланты, научить, как тогда говорилось, «рукомеслу», помочь найти свое место в жизни.
Валентин Гаюи положил начало систематическому обучению и воспитанию слепых. В 1784 году в Париже он открыл школу для незрячих детей. Двумя годами позже на ее основе был создан Королевский институт слепых. С 1807 по 1817 гг. Гаюи руководил созданным им в Петербурге Институтом работающих слепых. Им разработана методика обучения слепых. Методика построена на понимании необходимости использовать полностью природные данные незрячих. По правилу, заведенному педагогом, исключены были телесные наказания воспитанников. Гаюи впервые подошел к слепым как к полноценным членам общества, стремился приобщить их к полезному труду. В.Гаюи разработал собственную систему обучения незрячих наукам и ремеслам. Программа обучения была рассчитана на восемь - десять лет, с учетом сложности осваиваемых ремесел.
Луи Брайль учился, а затем и преподавал в основанном Гаюи парижском Королевском институте слепых. Известен как изобретатель рельефно-точечного шрифта для слепых (1829). Эта система охватывала буквенные, математические и другие обозначения. Получила распространение сначала во Франции, а затем и в других странах, в том числе и России.
Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 447;