Педагогические идеи в памятниках древнерусской культуры.

 

В русском государстве в XI—XII веках появился ряд рукописных сборников,замечательных памятников древнерусской культуры, переводных и оригинальных, среди которых имелись тексты и высказывания педагогического содержания. «Изборник» Святослава (1076 г.) содержит ряд педагогических рассуждений: «Слово некоего Калугеря о четьи книг»; «Слово некоего отца к сыну своему, словеса душеполезна», «Слово, еже правоверну веру имети», «Св. Василия, како подобает человеку бытии», «Ксенофонта наставление детям своим». В Палеях, – наиболее читаемых библейско-апокрифических сборниках, – имелись рассказы по естествоведению и истории. Переводные с греческого сборники Физиологи или Бестиарии включали рассказы о животных, птицах, минералах. В «Пчеле» – сборнике исторических сюжетов, находились изречения античных авторов: Аристотеля, Диогена, Сократа, Плутарха, Пифагора, Ксенофонта, Софокла, Еврипида. Русский перевод «Пчелы» содержит главы «О учении и о беседе» (гл.15) и «О любомудрии и о учении детий» (гл. 17).

Древнейшая переводная книга «Златоструй» содержала избранные творения греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста и служила для домашнего чтения. В нем содержалось знаменитое «слово о злых женах и самовластных, и язычных, и богобойных», повлиявшее на формирование древнерусских взглядов о женщине в «Домострое».

Духом христианского послушания и смирения проникнуты произведения князя Владимира Всеволодовича Мономаха «Поучение детям и всем кто захочет послушати» ( 1117) и Послание Черниговском князю Олегу. «Поучение» обращено не просто к детям, а к наследникам власти, и аналогично «Поучению» византийского императора Василия, «Наставлениям» французского короля Людовика Святого сыну Филиппу и «Отцовскому поучению» VIII в. из библиотеки тестя князя Владимира – англосаксонского короля Гарольда II. Из собственного опыта князь знает, что «жизнь есть грязный двор, который трудно перейти, не замарав светлых одежд души своей». Поэтому добродетельный властитель должен верить в Бога, быть щедрым и справедливым, любить грамоту и читать книги.

В период феодальной раздробленности центром Северо-западной Руси становится Господин Великий Новгород, а впоследствии и Псков, – в этих городах утвердилась республиканская власть вечевого строя. Во время археологических раскопок в Новгороде в середине ХХ в. ученые обнаружили несколько десятков берестяных грамот. Уцелевшие берестяные грамоты с выдавленными на них письменами, свидетельствуют о высокой грамотности почти всего населения средневекового города. Сохранилась не только деловая переписка, но и любовные письма, заговоры и ученические упражнения, некоторые грамоты написаны на латыни. Многочисленные адресаты нескольких десятков уцелевших грамот – веское доказательство того, что практически все горожане знали грамоту – господа и слуги, мужья и жены, работники и хозяева, а также – дети. Есть там и детские рисунки, один из них – принадлежал мальчику по имени Онфим, так он подписал берестяную грамоту почти тысячу лет назад. В качестве педагогов здесь выступали так называемые « мастера грамоты».

Лука Жидята (или Жирята) – первый русский епископ новгородский занял кафедру в Новгороде в 1036 г. Св. владыка Лука Жидята перевел многочисленные книги с греческого на славянский, он автор оригинального «Поучения архиепископа Луки к братьи» – первого подлинно гомилетического произведения древнерусской духовной литературы. В христианстве гомилетика (от греч. «беседую»), — вид проповедей-толкований Священного Писания. «Поучения к братии» помещено в Первой новгородской летописи под 1058 г. Своей пастве, еще малосведущей в христианском учении, Лука просто и доступно рассказал о началах православной веры. Напомнив непросвещенным Символ веры, проповеднику указал, как надобно исполнять самые основные обязанности христианина. В поучении владыка Лука указал на пьянство, сквернословие, лихоимство и другие пороки светской жизни. Этот владыка в 1051 г. освятил Собор Святой Софии Премудрости Божией – самый величественный храм Севера Руси. В Новгороде жил также писатель XII в., диакон Кирик Новгородский автор математического и астрологического трактата «Учение, имже ведати человеку числа всех летъ» (1136 г.), относящегося к пифагорейской школе.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 351;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.