В памятниках Киевского периода

«Слово о законе и благодати»

Утверждение христианства на Руси сопровождалось появлением и развитием проповеднической или дидактической литературы. Важно было с ее помощью пропагандировать основные догматические и нравственные положения новой веры, основы христианской религии. Следовательно, проповеди должны быть такими, чтобы они были доступны и понятны широким массам. Нужно различать чисто дидактическую церковную проповедь (это церковная публицистика, она стоит за пределами литературы), торжественные эмоционально-образные проповеди, в которых ярко выражена религиозная и политическая направленность. Таким памятником XI века было «слово о законе и благодати» (приблизительно 1037 – 1050 гг.). Автор – предположительно митрополит Илларион.

«Слово о законе и благодати» сохранилось в большом количестве списков. Его главная особенность, главный пафос – в утверждении силы и величия Руси, русский народ прославляется как равноправный среди других народов. Слово богато философским содержанием, осмысление истории.

Это политическая речь, как определил его Д.С. Лихачев. Оно построено по строгому логическому плану. Состоит из трех частей. В первой части развивается мысль о превосходстве Нового завета над Ветхим заветом, христианства над иудейством. Автор считает, что в эпоху иудейства отношения бога и людей устанавливались законом, который является несвободным началом. В эпоху христианства отношения бога и людей устанавливались благодатью, которая предполагала свободное общение человека с богом. Поэтому благодать для Иллариона синоним истины, а закон – это подобие, тень истины. Закон – слуга и предтеча благодати, благодать – слуга будущему веку, жизни нетленной. Эта часть явно богословская по содержанию. После этого отношение благодати к закону автором подробно иллюстрируется примерами из Ветхого завета, символические параллели показывают превосходство благодати над законом.

Автор последовательно соблюдает принцип антитезы как типичный прием ораторского красноречия.

Центральная часть «Слова о законе и благодати» представляет собой похвалу, восторженный панегирик Владимиру Святославичу, главная заслуга которого – христианизация Руси. Но автор начинает не сразу с его прославления, а сначала создает гиперболизированные формулы о распространении христианской веры. Затем неоднократно подчеркивает мысль о присоединении Руси к этому процессу распространения христианства.

В заключении дает исторические сопоставления – какая земля хвалит какого правителя, который укрепил христианство. Далее идет обращение к Владимиру с призывом встать из гроба и посмотреть на своего сына Ярослава.

 








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 426;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.