Природа как предмет философского и научного познания.
В понимании природы философия всегда опиралась на развивающуюся науку и формировала определенный образ природы в культуре. Какие образы природы существуют в разное время: мифологический – в античности, натурфилософский – в средние века и новое время, и в современную эпоху – базирующийся на науке. Этот образ природы трансформируется и стержнем сегодняшнего понимания проблемы является тезис “коэволюция человека и природы”. Отсюда целый ряд новых ориентиров в познании природы, в отношении к природе сквозь призму ценностей (например, экологических) современной цивилизации.
Природа – это: то, что нас окружает, мир вне нас, Вселенная; материя; естественное существование, подчиняющееся определенным законам, вне человека, противопоставление естественного, природного искусственному; противопоставление природы человеческому обществу.
На изучение природы нацелена культура человеческого общества, и интерес этот впервые возникает в античности. В античности наука как таковая отсутствует и поэтому всю функцию изучения природы берет на себя философия. С одной стороны – гениальные догадки, а с другой продуцируемое знание часто расходится с истинным положением вещей, потому что не связаны с экспериментом, рассуждения умозрительны и т.д. по мере развития науки изучение природы наукой и философией идет в тесном контакте и в результате происходит формирование научной картины мира. Научная картина мира – это модель природы, модель универсума. В ней есть понятия философского плана и специальные научные знания.
Образ природы в культуре связан со спецификой культуры. Например, в античной философии: космоцентризм – восприятие человека как элемент громадного космоса, ощущение единства с природным окружением. Техногенная цивилизация – механическая картина мира, человек противопоставляет себя природному окружению, природа не храм, а мастерская, подчинение природы, оправданность насилия над природой. Этот тезис постепенно утрачивает себя во время возникновения экологических проблем (60-е годы 20 в.). Когда появилась эта проблема, вспомнили, что в культуре уже есть модель мирного сосуществования человека и природы – восточная культура, русский космизм и т.д. Развитие этических норм и кодексов с оглядкой на Восток, “биоэтика”. Природа не мастерская, не бездонный резервуар, а самоценность. Теперь это диалог с природой, коэволюция человека и природы. Этот термин принадлежит Тимофееву-Ресовскому (советский генетик), коэволюция понимается как совместная эволюция человека и природы. Организм претерпевает не эволюцию, а изменение совместно с окружающей средой. Эволюция человека идет не в первой природе, а во второй. Коэволюция идет совместно со второй природой. В отношении с природой возникают новые нормативы и устанавливаются экологические ценности. Предлагается концепция устойчивого развития: природопользование должно быть по возможности поддерживающее устойчивое динамическое равновесие, ограничивающее давление на мир природы.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 555;