Соотношение понятий «норма», «креативность», «девиации» в психологии социального отчуждения
Понятие нормы, в культурологическом и эстетическом аспектах тесно связано с понятиями идеал и идеальный.
Идеал — «образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений»; «...то, что представляет собой высшую цель деятельности, или совершенное воплощение чего-либо».
Идеальный — «образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему».
Следовательно, идеальная поведенческая норма предполагает на внешнем уровне — соответствие поведения индивида всем принятым видам норм, на внутреннем — гармоническое согласие индивида с самим собой в сочетании с творческой реализацией своего потенциала.
Идеальная поведенческая норма включает в себя понятия гармония и креативность.
Гармония (harmonia) — связь, соразмерность, соответствующая эстетическим законам, согласованность частей в расчлененном целом.
Несмотря на отсутствие официально признанных в психологии определений «гармония», «гармонизация», «гармоничная личность» — тема гармонического соотношения частей и целого оказала сильное влияние на такие теории личности, как, например, аналитическая теория личности Юнга, гуманистические теории Фромма, Маслоу, основные положения Эриксона относительно природы человека, переплетаясь с такими понятиями, как «самоактуализация» и «самоактуализирующаяся личность».
Под самоактуализирующейся личностью принято понимать человека, вышедшего на уровень самоактуализации. Термин же самоактуализация трактуется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Отличительной чертой подобной самоактуализирующейся личности от других, по Маслоу, является ее вовлеченность в какое-либо дело, во что-то находящееся вне нее самой, тем, что она будет определять как призвание в библейско-проповедническом смысле слова.
В своей работе «Самоактуализация» Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации, которые включают в себя:
- полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью;
- представление жизни как процесса постоянного выбора;
- наличие «Я», которое может самоактуализироваться;
- быть честным, брать на себя ответственность;
- быть нонконформистом;
- реализовывать свои потенциальные возможности;
- быть открытым высшим переживаниям;
- разоблачать собственную психопатологию.
Как писал Пауэлл в 1992 году: «Быть во всем живым — значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний». И в унисон идеям Маслоу он предлагает пять шагов, которые, как он считает, необходимо сделать, чтобы прийти к полноте жизни:
- принять себя;
- быть собой;
- забыть себя в любви;
- верить;
- принадлежать.
Но он делает одну очень существенную оговорку, а именно: каждый из этих шагов не только основан на успехе предыдущего, но каждый такой переход не является окончательным, сделанным раз и навсегда, и предполагает неоднократное возвращение к каждому из них. Таким образом, ничто и никогда не является законченным и окончательным и впереди всегда есть идеал, к которому следует стремиться.
Таким образом, с точки зрения социальной психологии понятие «гармонизации личности» можно рассматривать как возможность приспособления (адаптации) личности к социуму, где критерием адаптированности будет выступать успешность ее (личности) взаимодействия, с одной стороны, с группами (малыми и большими), а с другой — с другими личностями.
С позиции когнитивно-бихевиорального подхода, в котором личность предстает как некая структура с набором когнитивных навыков, а понятие духовности исключается, гармонизация будет пониматься как усвоение индивидуумом успешных стратегий поведения. С позиции экзистенциально-гуманистического направления критерием гармонической личности являются три основных параметра:
- жизнь в социуме исходя из своих глубинных критериев и установок, в основе которых лежат общечеловеческие духовные ценности;
- следование своей миссии (предназначения);
- творческая реализация своего потенциала.
На основании вышесказанного под гармонизацией личности на пути ее экзистенциального развития необходимо понимать стремление личности к равновесному (гармоничному) состоянию себя с собой и с миром, которое не является изначально ей данным, но к которому она стремится как к высшей точке развития (проявления) в результате своего существования в мире. И это стремление является изначально присущим природе человека, смыслообразующим стержнем в структуре человеческой жизни. И, таким образом, цель и смысл человеческой жизни возможно определить как непрерывный творческий процесс раскрытия себя в себе и явления себя миру.
В основе креативностилежит высокий уровень поисковой активности, которая имеет определенные биологические предпосылки. Данное «стремление к поиску» обнаруживается у животных, принадлежащих к разным видам и стоящих на разных ступенях развития, однако при анализе четко прослеживается следующая взаимосвязь: чем сложнее и совершеннее становится нервная система, тем интенсивнее оно развивается. Как полагают Ротенберг и Бондаренко в работе «Потребность в поиске и ее смысл», одним из механизмов, обеспечивающим подобную разноплановость, является поисковая активность. Для того, чтобы это свойство успешно реализовалось в мире и не приводило к гибели, мозг должен обладать большими и разносторонними возможностями в усвоении, реорганизации и извлечении информации из памяти для регуляции усложняющегося поведения. Косвенное подтверждение подобного положения представляют результаты исследований Л.В. Крушинского и П.В. Симонова, в которых показано, что выраженная исследовательская активность у животных сочетается с высокой способностью к экстраполяции и с хорошо развитым социальным поведением, проявляющимся, прежде всего в том, что именно те животные, которые наиболее активно ведут себя в незнакомой обстановке, проявляют минимальную агрессивность по отношению к собратьям в условиях стресса и наиболее чувствительны к призывам о помощи, исходящим от других особей, демонстрируя готовность покинуть собственную зону комфорта.
Ф. Фарли выделил особый тип личности, который назвал «Т-личность», определив ее как «искатель возбуждения». Люди данного типа, по его определению, могут либо проявлять высокую степень творческой активности, либо демонстрировать деструктивное, а в отдельных случаях — и криминальное поведение.
Симонтон выделил семь базовых векторов творческой личности. Сопоставление данных векторов с особенностями поведения девиантов аддиктивного типа однозначно указывает на их сходство в некоторых аспектах.
Доказательством сходства структур творческих и девиантных типов личностей служит всплеск творческой активности у бывших девиантов и их значимых близких.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 683;