Послевоенный период
Гражданская война явилась наиболее острой формой классового противоборства. При этом расстановка сил была достаточно сложной. Главными противниками выступили трудящиеся и свергнутые эксплуататоры. Однако в борьбе участвовали и другие социальные силы. Крестьяне, получив землю от Советской власти, первоначально оказали ей ощутимую поддержку. Однако введение продразверстки и политика «военного коммунизма» вызвали открытое сопротивление достаточно широких крестьянских масс. Лишь реальная угроза потери земли и возвращения помещиков определила выбор крестьянства вновь поддержать Советскую власть, что во многом и определило победу в Гражданской войне.
Своеобразная экономическая политика военного времени – «военный коммунизм» – была главным образом вызвана необходимостью мобилизовать все силы на борьбу с врагом. Однако и в Коммунистической партии, и в руководящих кругах Советского государства была вера, что «военный коммунизм» и есть нормальный путь обобществления средств производства, путь к социализму. В истории нашей страны «военный коммунизм» явился крайней формой полного отрицания товарно-денежных, рыночных отношений.
В период 1918–1920 гг. возникают многие советские республики. Различные народы на западных и южных рубежах России обретают свою национальную государственность. Именно Советская власть обусловливает возникновение или восстановление национальной государственности в Прибалтике и Закавказье, а также у других народов России. Федеративная сплоченность новых советских республик вокруг РСФСР, а также развитие самой Российской Федерации явились одним из условий победы над интервентами и белогвардейцами. Это был этап на пути дальнейшего развития формы государственного единства Советской страны.
Переход к миру ставил перед страной новые сложные задачи. Прежде всего, нужно было восстанавливать хозяйство, отброшенное войной по некоторым показателям на два века назад. Промышленность и транспорт были разрушены, в 1920 г. заводы и фабрики дали продукции в семь раз меньше, чем в 1913 г. Продукция сельского хозяйства сократилась почти вдвое. Вместе с тем, «военный коммунизм» не создавал экономических стимулов для развития производства.
Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов экономического и политического руководства. Об этом и пошла речь в марте 1921 г. на Х съезде РКП(б), который своим Решением «О замене разверстки натуральным налогом» положил начало переходу от «военного коммунизма» к новой экономической политике, сокращенно именуемой НЭПом.
В.И. Ленин, готовясь к докладу на X Всероссийском съезде Советов, в своем конспекте записал: «...Как подойти... к социализму?.. Не иначе, как через НЭП». А вскоре он сформулировал свое видение перехода к социализму через НЭП – кооперирование всех граждан, главным образом крестьянства, при сохранении государственной собственности на землю, промышленность и иные средства производства в условиях диктатуры пролетариата. В этой формуле еще было много неизвестных, но «решить уравнение» Ленин уже не успел (в 1922 г. тяжело заболел и с декабря не участвовал в политической деятельности).
Реализуя свою новую экономическую политику, государство теперь стало забирать лишь часть произведенной крестьянином продукции и создавало производителю возможность продать остальное на рынке, а следовательно, улучшить свою жизнь. Переход к продналогу означал возвращение к рыночным отношениям в экономике, и прежде всего в сельском хозяйстве.
К рыночным отношениям перешли и в промышленности. Часть ее, не очень большая, была денационализирована или передана в аренду частным владельцам, в том числе иностранному капиталу, на основе концессии. Большая же часть, оставаясь государственной, была переведена на хозрасчет, т.е. ее поставили в такие условия, чтобы предприятие как минимум окупало свою работу, действовало безубыточно.
Именно на этой базе шло развитие экономики в 20-х гг. НЭП позволил восстановить народное хозяйство.
В то же время, переход к новой экономической политике (НЭП) оставляет неизменным политико-идеологический фундамент большевиков, основанный на «руководящей роли партии».
На вершине этой фундамента находились партийные вожди, осуществляющие власть над всеми. Каркас советской государственности составляла иерархия партийных комитетов во главе с назначенными «сверху» секретарями.
Централизация власти в высших партийных органах проходила по нескольким направлениям. Прежде всего, в годы Гражданской войны была ликвидирована вся антибольшевистская оппозиция. Наиболее влиятельные буржуазные и социалистические партии России либо погибли в огне войны, либо в ходе судебных процессов над «врагами народов», либо вынуждены были перенести центр своей деятельности за пределы России.
Далее последовала ликвидация оппозиции внутри самой правящей партии («троцкисты» предлагали превратить профсоюзы в государственные органы и передать им функции управления производством, развернув фракционную борьбу против партии внутри ее). В марте 1921г. на Х съезде РКП(б) был провозглашен принцип партийного политического единства и запрет на образование внутрипартийных оппозиционных фракций. Нарушение постановлений съезда каралось «немедленным исключением из партии».
Не менее важным направлением концентрации государственной власти в руках вождей РКП(б) стала кадровая политика большевиков. Начиная с 1922 г. секретариат ЦК установил практику назначения руководящих партийных работников. Это привело к тому, что в партаппарат попадали люди, строго отобранные по «политическому признаку», готовые идти до конца в проведении генеральной линии коммунистической партии.
Особо стоит отметить, что проведение политики «диктатуры партии» и создание нового механизма власти шло одновременно с образованием СССР. Это были две стороны одного процесса. В результате создания унитарного централизованного государства все республики попали под прямое управление центральных союзных органов. Распоряжения партийной верхушки теперь в полной мере касались и ЦК компартий национальных республик.
Последним направлением «диктатуры партии» стало возвышение партийных комитетов над советскими органами, что фактически означало ликвидацию власти Советов. И хотя Советы были включены в общую систему власти, реальной роли они не играли. Управление в Советах перешло сначала к их исполкомам, затем к президиумам исполкомов, и, наконец, сами президиумы исполкомов оказались в полном подчинении у партийных комитетов. Уже к концу 1923 г. государственные органы в центре и на местах в основном лишились своей самостоятельности и теперь полностью зависели от соответствующих партийных комитетов.
Таким образом, в период НЭПа на территории России было оформлено партийное государство, где партийный аппарат поглотил государственные органы и сам стал структурой власти. Новая политическая система представляла жестко централизованную структуру, основу которой составляла иерархия партийных комитетов. По такому же типу были выстроены структуры советских, хозяйственных, профсоюзных, карательных, комсомольских и др. органов. Их деятельность находилась под непосредственным надзором соответствующих партийных органов.
Итоги НЭПа
К концу 20-х годов XX столетия были решены основные задачи, которые возлагались на НЭП. Было восстановлено разрушенное войнами хозяйство, стабилизировалась социальная и демографическая ситуация, сложилась и укрепилась система государственных органов и учреждений, правопорядок. Были мобилизованы значительные средства для индустриализации.
Вместе с тем выявились и стали быстро нарастать новые противоречия, которые уже в 1928–1929 гг. воспринимались руководством государства и партии как угрожающие. Внутри страны возникло нестабильное равновесие, быстро сдвигающееся к острому противостоянию в отношениях между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством.
Индустриализация, коллективизация, а также создание новой армии – все это стало частью большой программы модернизацииСССР. Главным в ней было превращение человека с крестьянским типом мышления, восприятием времени, стилем труда и поведения – в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей. То есть, в человека, сходного по ряду признаков с человеком современного индустриального общества, способного владеть сложной производственной и военной техникой.
В СССР на воспитание дисциплинированного, точного и ответственного человека отводилось менее десяти лет. Эта задача была выполнена, при этом человеколюбие переплеталась с жестокостью. Сегодня многие видят в той жестокости преступный характер советского государства (или его руководителей). Но видимо, в те времена современные моральные оценки не были главным критерием. Главное, что было достигнуто почти невозможное – поколение точных и дисциплинированных людей было воспитано без подавления их духовной свободы и творческой способности. И это доказала будущая война.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 305;