Модель социальной политики в Республике Беларусь
Возникновение и обострение сложных социальных проблем – явление объективное, свойственное любому обществу. Важно отметить устойчивую закономерность: периоды масштабных экономических преобразований сопровождаются принципиальными изменениями в социальной сфере. Причем зависимость имеет выраженный детерминированный характер. В одном случае экономические преобразования являются причиной обострившихся социальных противоречий и проблем, в другом– развитие самого общества приводит к необходимости экономических реформ.
Амортизатором накопившихся социальных проблем и противоречий призвана выступать социальная политика государства.
Цель социальной политики белорусского государства – формирование стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет резких социальных контрастов, достигнут приемлемый уровень и качество жизни, обеспечены условия для развития человеческого потенциала, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия решаются без острых конфликтов.
В настоящее время стоит вопрос о повышении эффективности социальной политики, выработке механизмов более рационального использования ресурсов, выделяемых на социальные цели. Наиболее актуальная и сложная задача реформирования механизмов социальной политики – сочетание требований социальной справедливости и экономической эффективности.
В условиях ограниченности ресурсов, характерных для Беларуси, проблема финансового обеспечения социальной сферы является чрезвычайно актуальной. При этом у этой проблемы есть два аспекта: необходимость увеличения расходов и необходимость их эффективного использования.
В связи с этим в конце 1990-х – начале 2000-х гг. в условиях недостаточности бюджетно-финансовых средств встала задача перехода в нашей стране к эффективной социальной политике, которая обеспечила бы получение наибольшей социальной отдачи на каждый рубль из бюджета.
Была определена программа реформирования социальной политики. К числу основных задач, которые необходимо было решить, относились:
– перенос акцента с наращивания государственных инвестиций в социальную сферу на их рациональное использование;
– дифференциация социальной политики государства в отношении различных групп населения;
– выделение категорий домашних хозяйств, получающих специальную помощь в зависимости от нуждаемости;
– переход от уравнительного предоставления помощи к строго адресному, в пользу наиболее нуждающихся по объективным причинам домохозяйств;
– определение и разграничение полномочий в реализации социальной политики между различными организациями и органами государственного управления.
Постепенно начали вырисовываться черты новой модели социальной политики, которые впервые были отражены в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития до 2020 г., а затем вошли в Программу социально-экономического развития на 2006–2010 гг. и Программу 2011–2015 гг. Среди них назовем следующие:
– обеспечение доступности и бесплатности для всех граждан основных минимальных услуг, повышение роли социальных гарантий и минимальных социальных стандартов;
– перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых и малообеспеченных групп населения;
– опора на собственные силы, развитие трудовой активности и предприимчивости граждан;
– обеспечение эффективной занятости населения, создание новых рабочих мест, сокращение бедности и неравенства;
– развитие человеческого потенциала, повышение образовательного уровня населения.
На современном этапе в стране в социальной сфере осуществляется переход от патерналистской к более эффективной модели социальной политики, когда ответственность за ее реализацию распределяется между государством и гражданами. Ее можно назвать субсидиарной моделью. Смысл этой модели заключается в том, чтобы, с одной стороны,обеспечить достойной работой трудоспособное население, создать необходимые рабочие места, тем самым обеспечить условия для повышения качества жизни; с другой стороны, нуждающимся гражданам (нетрудоспособным, малообеспеченным, находящимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, неконкурентным на рынке труда) предоставить социальную защиту. Особое внимание при этом уделяется детям, молодежи, пенсионерам, ветеранам, инвалидам.
К числу основных компонентов социальной политики в настоящее время относятся:
– политика в сфере социально-трудовых отношений (оплата труда, занятость, охрана и нормирование труда, обеспечение безопасных условий труда, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);
– социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная помощь и социальное обслуживание населения);
– развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, наука, культура, жилищная сфера, физическая культура и спорт);
– социальная поддержка отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов войны, молодежи, маргинальных групп);
– демографическая и миграционная политика;
– охрана окружающей среды.
На 2011–2015 гг. основной целью социальной политики государства остается повышение уровня и качества жизни, а также создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры.
Ставится задача обеспечения вхождения Республики Беларусь в текущем пятилетии в число 50 передовых стран по индексу развития человеческого потенциала и ее закрепления в группе наиболее развитых государств.
Следует отметить, что в период 1995–2006 гг. преобладающая часть государственной социальной поддержки оказывалась категориально (поддержка пожилых людей, ветеранов, инвалидов, многодетных семей и т. п.). В 2007 г. категориальный подход при определении права на адресную помощь был отменен. Такую помощь начали получать граждане и семьи, у которых по объективным причинам среднедушевой доход был ниже бюджета прожиточного минимума и которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Начались поэтапные преобразования в пенсионной системе, позволяющие без коренной ломки адаптировать пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим и демографическим условиям и обеспечить повышение жизненного уровня пожилых людей.
Существенные изменения происходили и в нормативно-правовой системе, позволившие значительно улучшить эффективность социальной политики. В частности, в Трудовой кодекс включено положение, ограничивающее возможность перевода работника без его согласия на другую работу. Продолжительность рабочего времени при сменной работе, а также при работе, на которой ведется суммированный учет рабочего времени, теперь ограничивается 12 часами. Введена норма, в соответствии с которой наниматель не только имеет право, но и обязан идти навстречу интересам семьи и с учетом пожеланий родителей предоставлять отпуск по уходу за ребенком вместо матери отцу, усыновителю (удочерителю), опекуну. Отцам, в семьях которых воспитывается трое и более детей или ребенок-инвалид, предоставлено право на один свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.
Социальная политика белорусского государства сделала значитель-ный шаг в своем развитии. Об этом убедительно говорит следующий показатель: по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) – интегральному показателю, рассчитываемому ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия, Республика Беларусь занимает 50-е место (0,793) и относится к странам с высоким индексом развития человеческого потенциала, опередив Россию (55-е место) и Казахстан (69-е место).
Результативно позиционирует себя Беларусь и по другим значимым обобщающим социальным показателям. Так, по данным ежегодного исследования Legatum Prosperity Index, Беларусь в 2010 г. заняла 54-е место из 110 в списке процветающих стран мира.
Успешно реализована задача сокращения более чем в 3 раза за период 2000–2015 гг. доли населения, живущего ниже установленной в стране черты бедности. Если в 2000 г. более 40 % населения Республики Беларусь находилось за чертой малообеспеченности, т. е. имело среднедушевые располагаемые ресурсы ниже бюджета прожиточного минимума, то в 2013 г. доля такого населения снизилась почти в 8 раз и составила 5,2 %.
Все эти факты, статистические показатели и рейтинги нашей страны на международной арене свидетельствуют о результативности выбранной модели социальной политики.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. В чем состоит сущность социального контроля?
2. Как социальный контроль интепретирует Т. Парсонс?
3. В чем отличие социальных норм от социальных предписаний?
4. Почему теория сдерживания в последнее время получает все большую поддержку? Ответ обоснуйте.
5. Для чего необходимо социальное управление?
6. Назовите и охарактеризуйте основные компоненты социального управления.
7. Для чего необходима иерархия управленческих уровней?
8. Как соотносятся между собой социальный контроль и социальное управление?
9. Почему социальная политика является важным компонентом управленческой практики государства? Что такое субсидиарная модель?
10. Какие направления социальной политики Республики Беларусь являются приоритетными? Почему?
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонович, И. И. Глобальное управление и сетевые войны / И. И. Антонович // Социология. – 2013. – № 4. – С. 65–73.
2. Бабосов, Е. М. Социология управления: учеб. пособие для студ. вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 287 с.
3. Баринова, А. Н. Теоретические подходы к проблеме девиантного поведения / А. Н. Баринова // Социальные технологии, исследования. – 2007. – № 6. – С. 51–53.
4. Воронов, В. В. Оценка конкурентоспособности регионов и управления факторами ее повышения (опыт Евросоюза на примере Латвии) / В. В. Воронов, Э. Э. Рачко, Э. К. Бийжанова // Социс. – 2012. – № 5. – С. 69–79.
5. Демченко, Т. С. Эмпирическое исследование форм социального контроля над качеством обучения в вузе / Т. С. Демченко // Социология образования. – 2010, январь. – № 1. – С. 30–39.
6. Дроздов, А. Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А. Ю. Дроздов // Социс. – 2003. – № 4 (228). – С. 95–98.
7. Кавецкий, С. Т. Концепция аномии Э. Дюркгейма и современное развитие / С. Т. Кавецкий // Социология. – 2008. – № 1. – С. 55–65.
8. Ковалев, В. И. Социальная безопасность и защита населения: проблемы информатизации и технологизации социологического анализа / В. И. Ковалев // Социология. – 1997. – № 1. – С. 29–35.
9. Мерсиянова, И. В. Аномия и безопасность личности в городе / И. В. Мерсиянова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2006, июль – сентябрь. – № 3 (79). – С. 116–123.
10. Мертон, Р. Непреднамеренные последствия преднамеренного социального действия / Р. Мертон; пер. с англ. В. Кузьминова // Социологический журнал. – 2009. – № 2. – С. 5–17.
11. Морова, А. П. Модель социальной политики в Республике Беларусь: генезис и законодательное обеспечение / А. П. Морова // Социология. – 2012. – № 1. – С. 64–75.
12. Панченко, В.Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе / В. Ю. Панченко // Социс. – 2012. – № 5. – С. 13–19.
13. Смородина, М. С. Аномия общества и самоубийства / М. С. Смородина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2006, ап-рель – июнь. – № 2 (78). – С. 140–147.
14. Цыганов, В. В. Высокие гуманитарные технологии в политической системе общества / В. В. Цыганов, В.Л. Шульц // Социс. – 2012. – № 8. – С. 85–94.
15. Шавель, С. А. Социальное самочувствие населения Беларуси и России: компоративный социологический анализ / С. А. Шавель // Социология. – 2012. – № 1. – С. 76–96.
16. Щербин, В. К. Социальные концепты в структуре управленческого дискурса / В. К. Щербин // Социология. – 2013. – № 4. – С. 54–65.
Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 166;