Религиозно-философские учения Древней Индии

Инди́йская филосо́фия, так же как и китайская, с древнейших времен развивалась непрерывно, без крутых поворотов, подобных тем, какие пережила часто менявшая направление своего развития западная философия. Ее древнейшие, и сегодня считающиеся святыми, документы содержатся в Ведах(до 1500 до н.э.). Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства и ученых — на санскрите.

Ведийский период(1500—500 до н. э.)

Ве́ды (мн. ч. от санскр. वेद, веда, «знание, учение») — священные книги брахманов, которым они приписывают сверхъестественное происхождение (откровения от Бога). Веды распадаются на 4 санхиты (сборника):

1. Ригведа (веда гимнов);

2. Самаведа (жертвенные песни);

3. Яджурведа (жертвенные изречения);

4. Атхарваведа (песни-заклинания).

К этим книгам, относящимся к XV—X вв. до н. э., около X в. до н. э. присоединились брахманы (ритуальные тексты), араньяки («лесная книга», повествующая о жертвоприношениях) и около XIII в. до н. э. — упанишады (философское тайное учение). Веды в своих основных чертах были записаны и систематизированы (сложились) к V в. до н. э., однако вплоть до нового времени появлялись произведения, составленные из различных упанишад.

Веды относятся к разделу индоарийской религиозной литературы, который ассоциируется с ведической цивилизацией и последователями индуизма принимается в качестве откровений. Многие индусы верят, что Веды существовали с начала творения.

Веды состоят из нескольких видов текстов, относящихся к древним временам. Ядро Вед сформировано мантрами, которые представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, волшебных и ритуальных формул и т. д. Гимны и молитвы обращены к пантеону богов (и нескольких богинь), важными членами которого являются Рудра, Варуна, Индра, Агни и т. д. Мантры дополнены текстами, раскрывающими философские аспекты ритуальной традиции, рассказами и т. д., вместе с мантрами используемыми в священных ритуалах.

Индуистская традиция считает Веды несотворёнными, вечными и открытыми мудрецам (риши).

Философские системы и секты, которые развивались на полуострове Индостан, занимали различные позиции по отношению к Ведам. В буддизме и джайнизме авторитет Вед отрицается, и обе эти системы развились в отдельные религии. Секты, которые явно не отрицали Веды, оставались последователями Санатана Дхармы («извечной Дхармы»), которая сейчас известна как индуизм.

В позднем индуизме Веды занимают высокую позицию. Они считаются Шрути, откровением, и каста брахманов, основанная на Ведах, является важной частью индуистской религиозной жизни и по сей день. Веданта, йога, тантра и бхакти признают Веды откровением.

Для многих форм индуизма, в отличие от авраамических религий, характерно свободное отношение к священным текстам: они поощряют интерпретировать ведические мантры настолько свободно и философски, насколько возможно. Фактически, буквальная интерпретация мантр действительно обескураживает, и даже три слоя комментариев (брахманы, араньяки и упанишады), являющиеся частью шрути, интерпретируют, казалось бы, политеистичные, ритуалистичные и крайне сложные самхиты, философски и метафорично объясняя «скрытые» концепции Бога (Ишвара), Высшего Существа (Брахмана) и индивидуальной души (Атмана). Многие индуисты верят, что даже сам звук ведических мантр очищает природу и разум.

Мировоззрение Ригведы (санскр. «веда гимнов») — собрание преимущественно религиозных гимнов, первый известный памятник индийской литературы и других вед [Слово «veda» означает «знание» и происходит от корня «vid-», (санскритское «знать»), реконструированное как произошедшее от прото-индоевропейского корня «*weid-», означающего «видеть» или «знать»[2]. «*Weid-» — также источник происхождения английского слова «wit», так же, как и латинского «vision»], а также брахманизма (тексты о жертвоприношениях, с 1000 до н. э.) представляет собой крайний плюрализм: боги, люди, животные, растения, элементы, времена года, страны света, жертвоприношения, качества, части тела, духовные способности и т. д. — все являются наделенными жизнью субстанциями, которые связаны друг с другом, взаимно проникают друг в друга и могут превращаться одна в другую, что достигается посредством магических действий. Число этих возможностей уменьшается, поскольку мы все больше и больше обнаруживаем их генетическое отношение друг к другу: каждый огонь есть проявление Бога огня, каждый глаз — проявление Бога солнца и т. д. (примитивный платонизм).

Мир и его явления рассматриваются как совершенствование первичной сущности (пуруши). В философских трактатах упанишад (тайное учение, с 800 до н. э.) учение о всеобщем единстве находит свою действительную для всего позднейшего времени форму во взгляде, что в основе космоса лежит вечно сущее — Брахман, из которого развилось все существующее и которое тождественно вечному внутреннему ядру индивида, Атману. Там же развивается теория о переселении душ, о сказывающемся впоследствии действии хороших и дурных поступков — карме, которая обусловливает новое существование живого существа, как и страстное желание вырваться из кругооборота повторяющихся рождений — сансары — благодаря аскетизму и приобретению высшего познания — решающего фактора всей последующей истории духа.








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1124;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.