Становление и развитие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений в советский период
Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. «О суде» № 1 органы предварительного расследования были упразднены. Предварительное следствие производилось местными судьями, которые организационно входили в местные народные суды, а также следственными комиссиями и военными следователями, соответственно при революционных трибуналах и революционных военных трибуналах. Были созданы также особые отделы Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР и губернские (уездные) чрезвычайные комиссии при ВЧК. Например, следственные комиссии производили следствие по делам о посягательстве на человеческую жизнь, тяжких телесных повреждениях и увечьях, изнасиловании, разбойных нападениях, бандитизме и других преступлениях.
Следственные комиссии состояли из трех лиц, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. В целях расследования дела следственная комиссия могла обратиться за содействием как к Красной гвардии или народной милиции, так и ко всем частным и должностным лицам, а равно и к государственным и общественным учреждениям. Предварительное расследование в Красной Армии производили военные следователи при Революционных военных трибуналах и при окружных и губернских военных комиссариатах.
Военные следователи должны были удовлетворять следующим требованиям:
— состоять на военной службе не менее двух месяцев;
— иметь по общегражданскому своему положению право набирать и быть избираемыми в Совет рабочих и крестьянских депутатов;
— сверх того, по возможности, иметь специальное юридическое образование или соответствующую практическую подготовку. При этом военным следователем не могло быть лицо, состоящее под следствием или судом или же подвергшееся наказанию по приговору того или иного суда РСФСР в виде лишения свободы, хотя бы и условно, или в виде лишения общественного доверия.
21 октября 1920 г. Декретом ВЦИК было утверждено Положение о народном суде РСФСР, которое предусматривало введение должности следователей по особо важным делам при Верховном Суде и Народном комиссариате юстиции (НКЮ). При губернском суде были образованы должности старших следователей и народных следователей (при следственных участках). Назначение народных следователей производилось губернским судом и утверждалось губисполкомом, а с 1926 г. — по согласованию с губернским прокурором. Народные следователи обладали широким кругом полномочий. С принятием в 1922 г. УПК РСФСР органы предварительного расследования значительно изменились. Предварительное расследование также подразделяюсь на предварительное следствие и дознание, но изменились структура и полномочия органов дознания и предварительного следствия. Органами дознания являлись:
— органы милиции и уголовного розыска;
— органы Государственного политического управления;
— органы податной, продовольственной, санитарной, технической, торговой инспекции и инспекции труда по делам, отнесенным к их ведению;
— правительственные учреждения и должностные лица по делам о проступках, подлежащих дисциплинарному взысканию, которые могли производить дознание о таковых с тем, чтобы дело в течение трех суток могло быть передано по подсудности, если оно не направлено в административном порядке.
Одним из основных полномочий органов дознания было принятие мер к тому, чтобы до начала предварительного следствии или до разбора дела по существу, если предварительное следствие по нему не производится, были сохранены следы преступлении и подозреваемый не имел возможности скрыться. При производстве дознания могли быть опрошены подозреваемые лица и свидетели, произведены выемки, обыски, осмотры и освидетельствования. Однако их производство осуществлялось только в тех случаях, когда имелись достаточные основания полагать, что следы преступления и другие вещественные доказательств» могут быть уничтожены или скрыты. Органы дознания имели право задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления. Вместе с тем данное уголовно-процессуальное принуждение допускалось лишь как мера предупреждения уклонения подозреваемого от следствия и суда и лишь в случаях, когда:
— преступник, застигнут при непосредственном приготовлении, самом его совершении или сразу после его совершения;
— потерпевший или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
— при или на подозреваемом лице или в его жилище будут найдены следы преступления;
— подозреваемый покушался на побег или задержан во время побега;
— подозреваемый не имеет места постоянного жительства или места постоянных занятий;
— не установлена личность подозреваемого (ст. 105 УПК РСФСР 1922 г.).
Общий срок производства дознания не должен был превышать более одного месяца. В том случае, если дознанием не установлено наличие в деле признаков преступления или же не были обнаружены виновные, весь материал дознания направлялся к прокурору для прекращения дела. Если же дознанием были добыты данные, изобличающие кого-либо в совершении преступления, за которое возможно было назначение наказания в виде лишения свободы на срок до одного года, весь материал дознании направлялся органами дознания непосредственно в суд, которому подсудно было данное дело. В случаях, когда уголовное наказание, предусмотренное за данное преступление, могло превышать наказание в виде лишение свободы на срок свыше одного года, то орган дознания направлял весь собранный материал прокурору для дальнейшего разрешения данного уголовного дела. Предварительное следствие производилось: народными следователями; следователями, состоящими при Советах народных судей и революционных трибуналах; военными следователями и следователями по важнейшим делам при Народном комиссариате юстиции. Производство предварительного следствия было обязательно по всем делам, которые должны были рассматриваться революционными трибуналами и народным судом с шестью заседателями, а в остальных случаях по особому определению суда или по предложению прокурора. При этом революционные трибуналы и народные суды каждый раз должны были выносить определение о производстве предварительного следствия. Следователь, если признавал поступивший к нему материал дознания достаточно полным и дело достаточно разъясненным, вправе был не производить предварительного следствия или же мог ограничиться производством отдельных следственных действий. При этом следователь обязан был выполнить следующие следственные действия, которые, во всяком случае, являлись обязательными:
— предъявление обвинения обвиняемому;
— допрос обвиняемого;
— составление обвинительного заключения.
Следующий этап развития органов предварительного расследования характеризуется выводом следственных органов из-под организационного подчинения судов. В сентябре 1928 г. согласно изменениям, внесенным в Положение о судоустройстве РСФСР, следственные органы были подчинены прокуратуре. Но сами органы прокуратуры того периода были в системе Наркомата юстиции. И только в июне 1933 г. Прокуратура стала самостоятельным органом. К тому периоду все следственные органы были переданы в подчинение прокуратуры, за исключением следственных подразделений органов государственной безопасности.
Принятый в 1960 г. УПК РСФСР наделял правом производства предварительного следствия следователей органов прокуратуры и следователей органов государственной безопасности. И лишь только Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в системе МВД СССР были созданы следственные подразделения, которые производили предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к компетенции органом внутренних дел.
Изменения, происшедшие в организации органов предварительного расследования в 90-е годы, были в первую очередь связаны с появлением нового органа предварительного следствия следственных подразделений в системе Федеральной службы налоговой полиции. Другим же событием было принятие в марте 1992 г. Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», который наделил определенными полномочиями органы, осуществляющие оперативно-разыскные мероприятия, ввел исчерпывающий перечень органов, которые могут осуществлять данные мероприятия, и др.
[1] В соответствии с приказом Председателя Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. № 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» военно-следственные органы также признаются специализированными органами Следственного комитета РФ (подробнее об этом см. гл. 23 данного учебника).
[2] Подробнее об этом см.: Старилов Ю. Н. Служебное право : учебник. М„ 1996. С. 241; Козбоненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретико-административные аспекты): автореф. диг. д-ра юрид. наук. М„ 2003. С. 27 и др.
[3] Подробнее о понятии «аттестация» федеральных государственных служащих см.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / под ред. В. А. Козбоненко (автор комментария к ст. 48 - С. И. Петрова). СПб.: Питер, 2008. С. 321- 333: Старилов Ю. Н. Указ. гпч. С. 404 и др.
[4] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 447.
[5] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 457.
[6]См.: Юшков С. М. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С. 512.
[7]См.: Владимирский-Будапов М. Ф. Обзор истории русского права. 4-е изд. Киев, 1889. С. 639-640.
[8]Майорские канцелярии возникли в связи с развернутой в середине 1710-х гг. кампанией по пресечению злоупотреблений, прежде всего финансовых, разных должностных лиц, «розыск» по которым вели гвардейские офицеры От преобладания среди них в 1720-е годы «лейб-гвардии майоров» произошло собирательное название «майорские канцелярии», официально закрепленное лишь в октябре 1721 г., ранее большинство майорских канцелярий именовались просто по фамилиям своих начальников («Канцелярия ведомства бригадир» и лейб-гвардии майора господина Ушакова», «Канцелярия лейб-гвардии майоров Дмитриева-Мамонова и Лихарева с прочими офицеры» и т.п.). До конца 1717 г. майорские канцелярии создавались как временные органы для исполнения тех или иных поручений царя, отвечали только перед ним, могли требовать содействия учреждений всех рангов (вплоть до Сената), но не имели права вмешиваться в их деятельность без дополнительных санкций верховной власти или решать участь виновных — приговоры по донесениям майорских канцелярии Петр I выносил сам или передавал «на волю» Сената, или специально образованных судов.
Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 116;