Психология переживания утраты. Стадии горевания
Время черных одежд!
Но с печальной порою в споре
Вишни — в самой поре!
И о времени забывая,
Мы ломаем цветущие ветки.
Фудзивара-но Санэката-но Асон,
японский поэт (ум. в 998 г.)
С переживанием горя приходится сталкиваться часто: мы нередко встречаемся с человеком, потрясенного смертью близкого или тяжелой невозвратимой утратой кого-либо или чего-то, имевшего для него витальный смысл. Переживание горя, связанного с утратой, является универсальным опытом человека, осознавая который, он становится способным понимать утраты других. Жизнь без утрат невозможна. К утратам помимо смерти относятся длительная разлука, прекращение отношений со значимыми людьми. Они бывают социальными (утрата работы или учебы), психическими и физическими (утрата соответствующих способностей или возможностей), духовными или материальными. У детей, например, утрата животных или вещей часто приводит к горю. Для создания позитивных перемен в состоянии человека необходимы умение и знания психологии горя. Это дает возможность эффективно осуществлять психологическую помощь или просто человеческую поддержку. Не случайно, когда знаменитый советский психолог А. Н. Леонтьев спросил у философа М. Мамардашвили: "С чего начинается человек?", тот, не задумываясь, ответил: "С плача по умершему".
Феномен горя (иногда пишут - горевания) в литературе рассматривается психологами с психоаналитических, когнитивных или феноменологических позиций.
З. Фрейд относил его истоки к ранней оральной стадии, когда ребенок является наиболее зависимым и беспомощным, в силу чего малейшая утрата, обычно связанная с матерью, вызывает витальный кризис. В 1919 году он писан: "Едва ли существует какая-либо иная область, где мышление и наши чувства с незапамятных времен изменились столь маю, а древнее под тонкими покровами сохранилось так хорошо как в нашем отношении к смерти". Согласно Карлу Абрахаму переживание горя возникает в связи с "интроекцией объекта любви", и в упрямом протесте против реальности утраты образ любимого в глазах скорбящего приобретает все более яркие краски. Это оказывает защитное действие, поскольку утрата во всей своей необратимости постигается постепенно, шаг за шагом, к чему и сводится переживание горя.
Теория дифференциальных эмоций считает горе сложной структурой, включающей фундаментальные эмоции и аффективно-когнитивные взаимодействия. Ее создатель, К. Изард полагает, что ядром горя является страдание. Оно выполняет ряд функций: (а) сообщает, что человеку плохо, (б) побуждает предпринять действия для его уменьшения, устранения причины или изменения отношения, а также
(в) облегчает сплочение людей внутри групп (семьи или общества).
Феноменология горя и его понимание как процесса стали объектом психологического исследования после появления ставшей классической работы американского психиатра Э. Линдеманна "Симптоматология и работа острого горя" (1943), впервые описавшего его динамику и разработавшего понятие "работа горя", о котором упоминал еще Фрейд, описывая свой первый случай Анны О. в "Исследованиях истерии" (1895).
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 696;