Объектно-субъектная классификация социологических теорий
Социологи могут исследовать социальную реальность под различными углами зрения. Соответственно, и классификация социологических подходов может быть осуществлена по разным основаниям. Мы предлагаем познакомиться с двумя классификациями социологических теорий. Первая основана на выделении в качестве определяющего начала, в одном случае, субъектного (человеческого) фактора, а в другом, – не зависящих от человека объективных социальных факторов. Эти подходы диаметрально расходятся в трактовке причинно-следственной связи между индивидом и обществом. Одни учёные считают индивида всего лишь проекцией общества как целостного социального организма, а другие – его творцом-демиургом. Образной иллюстрацией этих подходов могут служить такие строки великого русского поэта Александра Блока: «Мы ли пляшущие тени, Или мы бросаем тень?». В соответствии с этой дилеммой в социологии можно выделить два подхода: субъектный и объектный. В представленной ниже таблице мы предлагаем схему сравнительного анализа этих подходов по различным критериям.
Таблица 1 – Сравнительный анализ субъектного и объектного подходов в социологии
Объектный подход | Критерии сравнения | Субъектный подход |
О.Конт, Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р. Мертон и др. | Учёные, работающие в рамках подхода | М.Вебер, Дж. Мид, Ф.Гидденс, Мак-Дуголл и др. |
Структурно-функциональный анализ. | Теории, реализующие данный подход | «Понимающая» социология. Интерпретативная социология. Герменевтическая социология. Символический интеракционизм |
Социоцентризм (общество первично, индивид – вторичен) | Основная характеристика подхода | Антропоцентризм (индивид первичен, общество – вторично) |
Индивид полностью зависит от социальных обстоятельств. Поведение индивида обусловлено объективными социальными законами | Роль индивида | Человек - активный и самодостаточный деятель. |
Приоритет социального целого над его частями - индивидами | Приоритет | Приоритет индивидов, составляющих социальное целое |
Особое внимание уделяется макросоциальной среде | Значение микро- и макросоциальной среды | Особое внимание уделяется микросоциальной среде |
Натурализм (законы общества уподобляются законам природы) | Научные ориентации | Психологизм (законы общества конструируются на основе законов психики) |
Субъективный мир скрыт, не важен и поэтому не исследуется | Соотношение субъективного и объективного миров | Объективный мир не признаётся, поэтому игнорируется |
Единство интересов. | Характер взаимодействия интересов | Борьба интересов. |
Консенсус объявляется нормальным состоянием общества | Формулировка социальной нормы | Конфликт объявляется нормальным состоянием общества |
Оправдание конформизма и «status quo» | Оценка социальных конфликтов | Оправдание революций и бунтов |
Единство социальной жизни обеспечивается единством интересов индивидов и групп | Единство социальной жизни | Единство социальной жизни обеспечивается единством интерпретаций символических кодов |
Конструирование идеального общества | Отношение к будущему | Игнорирование социальной перспективы |
Легко увидеть диаметральную противоположность субъектного и объектного подходов. Эта противоположность и породила живительную для социологического знания полемику между представителями этих подходов. Представители объектного подхода, верно отображая социальную обусловленность индивидуального поведения, подвергались жёсткой критике со стороны «субъективистов» за то, что человек в рамках этой концепции уподоблялся марионетке или шестерёнке огромной социальной машины. На самом деле, антагонизм между объективизмом и субъективизмом, на наш взгляд, сильно преувеличен. Он может быть снят путём выделения соответствующих этапов во взаимодействии между обществом и индивидом. Последовательность этих этапов схематично приведена на рисунке.
Рисунок – Этапы взаимодействия индивида и общества
Первый этап является исходной точкой для каждого нового поколения людей. Волею судьбы они оказываются в определённой социо-культурной среде, принципы которой сформированы до них и без их участия. На этапе 2 взрослеющие усваивают созданные предыдущими поколениями социальные образцы поведения, мышления и чувствования. С точки зрения индивида, это означает его социализацию, а с точки зрения общества – индивидуализацию социальных норм. Третий этап – деятельностный – может протекать по двум сценариям. Традиционный сценарий характеризуется воспроизведением тех социальных шаблонов, которые индивид усвоил в ходе социализации. В этом случае реализуется объектная логика взаимодействия индивида и общества. Общество осуществляет себя посредством деятельности индивидов. Индивиды на данном этапе лишены активного начала, они всего лишь эманация, проекция, способ существования общества как единого и целостного социального организма. Они по словам поэта – «пляшущие тени» общества, обеспечивающие своей деятельностью его развитие. Парадигма объективизма как раз и отражает такое распределение ролей индивидов и общества на данных этапах их взаимодействия. Однако в ходе общественно значимой деятельности индивид может создавать новые способы мышления, деятельности и чувствования, которые до него не существовали. Если индивидуальные новации оказываются эффективными, они распространяются в социальной повседневности. Будучи востребованными обществом, новые организационные, поведенческие, ментальные и прочие формы «вливаются» в существующую социо-культурную среду, пополняя или замещая арсенал обычаев, традиций, верований, вербальных форм, образцов поведения, юридических законов и моральных норм, модных течений, кулинарных рецептур и прочего множества нормативных требований общества. Вот здесь-то как раз и проявляется активная роль индивида – строителя и преобразователя общества, которую пытаются описать сторонники субъектного подхода в социологии. Таким образом, объектный и субъектный подходы вовсе не противоречат друг другу. Они всего лишь рассматривают различные фазы взаимодействия индивидом и общественного организма.
Для студентов - будущих руководителей – важно понимать свои возможности активно формировать социо-нормативную среду в рамках своих властных полномочий.
И, тем не менее, «столбовой дорогой» социологии выступает всё-таки объектный подход. Так понимали социологию её родоначальники. Так трактуют эту науку и большинство современных социологов. Однако и в рамках объективизма существует множество теорий, школ, гипотез, которые необходимо классифицировать. Наиболее интересной и перспективной нам представляется типологизация социологических теорий в соответствии с тем, какие факторы та или иная теория считает определяющими социальную жизнь человека. Социология, как, впрочем, и любая наука о человеке, занята поиском причин, обусловливающих социальное поведение человека. Учёных всегда интересовало, почему одни народы более успешны в деле созидания своей социальной жизни, а другие отстают, или же вовсе постепенно сходят с исторической арены. В качестве таковых причин обычно называются три главных фактора, обозначенные ещё Эмилем Дюркгеймом: природный, аффективно-эмоциональный (психологический) и социальный. В соответствии с этим конструируются три основные парадигмы:
- парадигма натурализма;
- парадигма психологизма;
- парадигма социологизма.
Рассмотрим эти направления на макро и микро-уровнях, каждое из которых будет представлено в качестве примера соответствующими школами и теориями.
Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 727;