Творческие задания: веб-квест, кроссворд, синквейн

 

Проблеме активизации самостоятельной работы студентов в высшей школе всегда уделялось большое внимание. Достаточно вспомнить рекомендации Министерства образования РФ, изложенные в информационном письме «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27.11.2002 г.

Активизация творческой деятельности студентов осуществляется как через систему творческих заданий в аудиторной и внеаудиторной работе, так и путём использования интерактивных форм проведения занятий. Выполнение творческих заданий способствует практическому использованию полученных знаний.

Цель метода – творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению. Практическому использованию полученных знаний способствует выполнение творческих заданий. Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников включая преподавателя. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения
  • является практическим и полезным для учащихся
  • связано с жизнью учащихся
  • вызывает интерес у учащихся

· максимально служит целям и задачам обучения

Выполнение творческих заданий требуют от студента воспроизведение полученной ранее информации в форме, определяемой преподавателем, и требующей творческого подхода:

· подборка примеров из практики;

· подборка материала по определенной проблеме и т.п.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Само слово «творчество» определяется в толковом словаре русского языка как создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей, а следовательно, творческие работы подразумевают создание новой информации собственными силами, собственным интеллектуальным напряжением, а не усвоение готовых знаний в какой бы то ни было форме.

Каждый студент в течение учебного года имеет возможность выбрать тот вариант творческой работы, который ему больше по душе. Студент обращается к преподавателю для получения задания, а по его выполнении – отчитывается.

Творческие задания специфичны для каждой кафедры. Несколько примеров заданий, которые можно применять на большинстве кафедр, представлены ниже.

Составление веб-квеста. Одним из технологий работы с интернет-источниками является веб-квест. «Quest» в переводе с английского языка — продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб-квестом называется специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой студенты осуществляют поиск информации в сети Интернет по указанным адресам. Они создаются для того, чтобы рационально использовать время самостоятельной работы студентов, быстро находить необходимую разнообразную информацию, использовать полученную информацию в практических целях и развития навыков критического мышления, анализа, синтеза и оценки информации. Данный вид деятельности был разработан в 1995 г. в государственном университете

Гуманитарная технология веб-квеста направлена на обработку, структурирование и специальным образом формирование информации в виде веб-страницы, которая, как правило, содержит следующие части:

1. Введение, в котором задается исходная ситуация веб-квеста, ставится цель и обозначаются сроки выполнения. 2. Задание, которое соответствует степени автономности и самостоятельности студентов и может быть реально выполнено ими самостоятельно. 3. Набор ссылок на ресурсы сети Интернет, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного веб-квеста, чтобы облегчить студентам поиск необходимых материалов. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на веб-страницы, электронные адреса экспертов или тематические чаты, книги или др. материалы, имеющиеся в библиотеке или у преподавателя. Благодаря указанию точных адресов при выполнении заданий студенты не будут терять времени. 4. Описание процесса выполнения работы. Он должен быть разбит на этапы с указанием конкретных сроков или времени. 5.Некоторые пояснения по переработке полученной информации, инструкции: направляющие вопросы, дерево понятий, причинноследственные диаграммы и т. п. 6. Заключение, анализ проделанной работы. Оценка достижения цели данного задания, а также пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или рекомендации по поводу того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область.

Веб-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Целью краткосрочных веб-квестов является нахождение необходимой информации и интеграции ее в собственную систему знаний. Работа над краткосрочными веб-квестами может занимать от одного до трех сеансов работы в системе Интернет. Чаще всего краткосрочные веб-квесты применяются при выполнении аудиторной самостоятельной работы.

Долгосрочные веб-квесты направлены на расширение и уточнение понятий. По завершении работы над долгосрочным веб-квестом студент должен уметь вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным веб-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух). Но в любом случае и краткосрочные, и долгосрочные веб-квесты являются эффективным способом организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе.

Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности должна учитывать тот факт, что их работа будет протекать в высокоразвитой информационной среде. Стремительное развитие медицинских наук и глобальная информатизация общества, с одной стороны, и принятие высшей медицинской школой стратегии непрерывного образования с другой, ставят перед системой образования задачу научить студентов и специалистов, повышающих квалификацию оптимальному использованию возможностей информационной среды, навыку рационального поиска профессионально значимой информации и работы с ней. Умение грамотно осуществлять поиск необходимой информации с использованием интернет-ресурсов формируется технологией обучения веб-квест.

В переводе с английского языка слово «quest» обозначает длительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; принят также для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

 

 

 


Применение в образовательном процессе технологии веб-квест позволяет:

· развивать навыки эффективного поиска и структурирования информации;

· формировать общеучебные умения овладения стратегией усвоения учебного материала;

· создавать положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повысить мотивацию обучения, повысить качество усвоения знаний по дисциплине;

· развивать наряду с аналитическим мышлением творческий потенциал студентов и специалистов, повышающих квалификацию как во время прохождения тематического усовершенствования или профессиональной переподготовки, так и в процессе самосовершенствования

· экономить время самостоятельной работы для поиска и изучения необходимой информации.

Технологию веб-квест в образовании применяют с 1995 года, когда

первый веб-квест был представлен Берни Доджем преподавателем университета в Сан-Диего. В отечественном образовании технология веб-квеста используется сравнительно недавно. Для внедрения данной технологии требуется наличие и свободный доступ к высокоскоростному Интернету и высокий уровень информационно-коммуникативной компетентности педагога.

Технологию веб-квест применяют для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Причём веб-квесты, выполнение которых занимает от одного до трёх сеансов работы в Интернете, относят к краткосрочным и используют обычно при выполнении аудиторной самостоятельной работы. Студенты, работающие с краткосрочными веб-квестами, нацелены на поиск нужной информации, обобщение отдельных фактов, понятий, явлений, систематизации и усвоение соответствующей им системы знаний. Долгосрочные веб-квесты выполняются студентами, начиная с одной недели и в течение месяца – двух. Следствием чего становится умение структурировать и анализировать учебный и научный материал, приобретается навык использования полученный знаний в новой ситуации. Студентам, освоившим работу с веб-квестами, может быть предложено творческое задание по разработке веб-квеста. Краткосрочные веб-квесты, предлагаемые студентам, обычно монотематические и монопредметные, формируют определённые компоненты компетенций, тогда как долгосрочные веб-квесты могут быть межтематические и даже межпредметные и способствуют целостному формированию профессиональных компетенций. Технология веб-квест чаще всего используется в медицинском вузе для организации групповой аудиторной самостоятельной работы (студенты работают в мини-группе). Однако если студент пропустил занятие(я), то для отработки пропущенных тем ему может быть предложена работа над веб-квестами. Технология веб-квест применяется также при выполнении проектной деятельности. В этом случае при выполнении группового проекта, каждая мини-группа осуществляет поиск информации, интеграция результатов которого приведёт к созданию некоего материального объекта (памятка пациентам, сайт и т.д.).

Первыми разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March [http://ozline.com/learning/index.htm ] Предлагаемые в веб-квесте проблемные задания могут быть разной степени сложности и согласно таксономии, предложенной В. Dodge [ Dodge B. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999. - http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html ] включают такие виды как: пересказ, компиляция, планирование и проектирование, творческое задание, аналитическая задача, журналистское расследование, убеждение, детектив, головоломка, самопознание, оценка, научные исследования. Описаны различные варианты веб-квестов, применяемых в медицинском образовании [edu.omsk-osma.ru/uploads/pedo/ser_2.pdf , С.144 ].

Структура веб-квеста содержит такие разделы как

· введение (краткое описание темы веб-квеста);

· задание (формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата);

· порядок работы и необходимые ресурсы (описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для

· выполнения задания, а именно ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации, вспомогательные материалы - примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.);

· оценка – сложности этого этапа можно нивелировать, если предъявить студентам заранее критерии оценивания;

· заключение (описание того, чему могут научиться студенты при выполнении данного веб-квеста).

Презентация результатов, полученных при работе с веб-квестом, проводится очно, что позволяет предъявить конкретные результаты деятельности, осознать студенту собственные достижения и получить признание своих достижений окружающими, то есть действуют все три фактора для создания ситуации успеха.

Рефлексия прописана либо как элемент структуры веб-квеста, либо при обсуждении результатов на неё обращают особое внимание.

Разработчик веб-квеста также создаёт методические рекомендации для преподавателя, который будет применять веб-квест в учебном процессе.

При разработке веб-квеста следует предусмотреть описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. [Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001. - http://projects.edtech.sandi.net/staffdev/tpss99/rubrics/rubrics.html ] и отражают степень реализации поставленных задач в каждой части веб-квеста.

 

 

Таблица








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2327;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.