Государство и право Византии

Византийское государство прошло в своем развитии несколько этапов:

I-этап (IV- середина VII вв.) – разложение рабовладельческого строя, зарождение раннефеодальных отношений. В этот период в наследство от Римской империи в Византии осталась централизованная власть, развитый бюрократический аппарат. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках императора (василевса). Совещательным органом при императоре был Сенат.

II-ой этап (конец VII - XII вв.) – характеризуется интенсивным развитием феодальных отношений. Это период неограниченной императорской власти. Византия в начале этого периода – это преимущественное греческое государство, в XI-XII вв. – это греко-славянское государство. В IX в. возросло влияние церкви. Она стала претендовать на равноправие со светской властью, призывала к активной христианизации соседних с Византией государств. В XI в. наметился раскол между восточными западными церквами. Окончательное разделение церкви на православную (греко-кафолическая) и католическую (западно-римская).

III этап (XIII-XVв.) – период кризиса империи, упадка центральной власти, углубления феодальных отношений, усиления процесса феодальной раздробленности, который завершился распадом государства в результате турецкой военной агрессии.

После разделения Римской империи в 395 г. на Восточную и Западную, именно Восточная Римская империя еще долгое время была хранителем государственно-правового наследия античности. Ее культура, быт, государственно-правовые институты во многом были восприняты Болгарией, Сербией, Киевской Русью и Грузией.

 

В то время, как Западно-римская империя пала под ударами варваров, Византия (где кризис рабовладельческого хозяйства протекал слабее) выстояла.

Все свободное население Византии в 4-5 в. делилось на сословия. Высшим сословием было сенаторское, а также провинциальная земельная знать. В Византии сохранились и развивались города как центры ремесла и торговли, что повлияло на формирование богатой городской верхушки.

С развитием христианства возникла жесткая иерархия церковных санов. В результате борьбы различных течений в христианстве господствующим в Византии стало православие.

Состав эксплуатируемого населения также был не одинаков.

В Византии долгое время сохранялось общинное земледелие. Свободные крестьяне обладали правом коллективной собственности на землю общины. Они платили налоги непосредственно государству.

Из римского права перешел институт колоната. Колоны разделялись на свободных и «приписных». Колоны-арендаторы платили налоги и пошлины своим господам.

На нижней ступени социальной лестницы стояли рабы. Однако с развитием феодальных отношений их роль в хозяйстве стала уменьшаться, на смену рабству приходили иных способы эксплуатации. Постепенно стали пресекаться попытка обращения свободных в рабов.

На втором этапе своего развития в Византии социальный состав общества стал еще более разнороден:

- сановные светские и церковные чины,

- местная военная и служилая знать,

- общинная и городская верхушка,

- свободные общинники,

- зависимое крестьянство.

В среде зависимого крестьянства наметилась определенная дифференциация. Часть крестьян прикреплялась к земле, собственником которой был император – государственные крестьяне, другие – к земле отдельных феодалов. Такие крестьяне лишались свободы передвижения и платили следующие виды налогов:

- подушный налог,

- поземельный налог,

- государственную хлебную ренту,

- налог на скот.

Количество частнособственнических крестьян с углублением феодальных отношений увеличивалось. Такие крестьяне назывались париками. Они не имели права собственности на землю, а владели землей на праве пожизненно наследуемого владения. Парики выплачивали своему господину ренту в отработочной, натуральной и денежной формах. В отличие от государственных крестьян, он не были прикреплены к земле до XIII-XIV в.

Государственный строй

Во главе государства стоял император, наследник римских цезарей. Он обладал все полнотой власти: исполнительной, законодательной и судебной. Установленного порядка престолонаследия не было, так как право на корону давало не происхождение, а «божественное избрание». Из-за отсутствия установленного порядка престолонаследия император был вынужден считаться с «общими законами» империи. Его избирал сенат совместно с «народом Константинополя» и армией.

Серьезной общественной силой стали в 5 в. своеобразные политические партии – димы, важнейшими из которых были венеты (возглавлялись сановной знатью) и прасины (отражали интересы торгово-ремесленных верхов).

Император частично делил свои властные полномочия с константинопольским сенатом, в котором могли рассматриваться любые дела империи. Сила сената во многом определялась его составом, членами которого были представители самой богатой верхушки византийского общества.

С VIII в. начинается новое укрепление власти императора. Димы практически утратили свое влияние, роль сената практически сводится на нет.

Единственно серьезной силой, конкурирующей с императором за власть, осталась православная (греческая) церковь. Однако императору предоставлялось право утверждать патриарха и низлагать неугодного, что определенным образом сдерживало независимость церкви.

В Византии на основных этапах развития государства характерно наличие огромного бюрократического аппарата.

Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете, который был высшим органом при императоре. Высшими чиновниками Государственного совета являлись:

- два префекта претория,

- префект Константинополя, являвшийся председателем сената

- магистр – начальник дворца,

- квестор - главный юрист и председатель Государственного совета.

Квестор и магистр осуществляли непосредственное управление делами империи при помощи чрезвычайно огромного бюрократического аппарата. Отраслевая направленность отдельных ведомств была выражена не четко, что провоцировало дублирование функций друг друга.

 

Византийское право характеризовалось параллельным действием норм церковного и светского права, объединявшихся в особых сборниках – «Номоканонах».

Византийское право выросло непосредственно из римского права. Но поскольку римское право было рабовладельческим по сути, а Византия со временем стала феодальным государством, византийские правовые институты изменялись, приспосабливаясь к новым социально-экономическим отношениям.

В Византии впервые были предприняты попытки кодифицировать римское право в целом. В VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана был создан фундаментальный труд – Свод законов Юстиниана, состоявший из 50 книг.

Кроме римского классического права на византийское право оказало большое значение обычное права, распространившееся в восточных провинциях. Под влияние восточного права было введено письменное делопроизводство и судопроизводство.

Большая роль церкви в Византии проявлялась даже в частных ссылках в правовых документах на священные книги. Подобно древневосточному праву, некоторые правовые институты начинают трактоваться в религиозном духе или этическом духе. Например, используются традиционные для римского права понятия «право» и «правосудие», однако последнее в византийском праве трактуется как справедливость в духе христианской морали.

Основными памятниками византийского права считается «Эклога» (середина VIII в.), «Прохирон» (879 г.), «Василики» (890 г.).

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 3181;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.