КИТАЙСКИЕ ОДЕЯНИЯ - ДИНАСТИЯ ТАН
В 7 столетии Китай, вероятно, был одной из самых хорошо одетых наций в мире. К тому времени этот народ имел уже многовековой опыт в разведении шелкопряда - шелководстве - а также навыки сматывания и прядения шелка. Ручной ткацкий станок той эпохи позволял создавать ткани со сложными разноцветными узорами. Археологические раскопки подтверждают, что в начале 600-х гг. такие станки позволяли создавать узор из 3680 нитей уточной пряжи. В 9 столетии китайским ткачам ничего не стоило смастерить огромные узоры. Некоторые цветочные узоры имели диаметр до 50 см, а ширина станка составляла 123 см. В столице Сиань существовали государственные фабрики разных направлений. Шесть фабрик занимались окрашиванием тканей, четыре - прядением, десять - плетением и пять - производством лент и тесьмы.
Весенняя прогулка дворян с женщинами работы Чжан Сюаня (ок. 750). Женщины отказались от вуалей, скрывающих лицо.
Китаянки пользовались беспрецедентной свободой при правлении династии Тан (618-907), не только в плане одежды, но и в отношении поведения. Им дозволялось танцевать, ездить верхом (наверху) и играть в поло. Обычай перевязывать ноги еще не появился. Неудивительно, что именно в этот период первой и единоличной правительницей Китая была женщина. Императрица У Цзэтянь правила страной с 684 по 705 гг. по собственному праву, не сталкиваясь с оппозицией в лице вельмож и государственных чиновников-мужчин.
Дух свободы женщин Тан проявлялся и в их одежде и головных уборах. До 618 года женщины вне дома носили длинные вуали, отчасти для того, чтобы защитить себя от пыли, а также, чтобы скрыть лицо. Примерно в 650 году длинную вуаль заменила шляпка. Небольшая сеточка, свисающая с широкого поля шляпы, была единственным элементом, закрывающим лицо от посторонних взглядов. В 713 году шляпа исчезла из женского гардероба, и, согласно древней Истории клана Тан, женщины «не предпринимали попыток покрыть свои красивые ухоженные лица».
Прическа, обувь и одежда с цветочным узором этой фигурки позволяют судить о длине наряда танцовщиц в 7 веке при дворе Тан.
В эпоху правления императрицы У в моду вошли одеяния с глубоким вырезом. Перед повсеместным распространением такого стиля одежды стандартный женский наряд включал в себя блузу с длинными рукавами, длинную юбку и шаль. Такая блузка имела узкие рукава, не имела пуговиц и запахивалось направо. Юбка начиналась на уровне груди и завязывалась тесьмой поверх блузы. Шаль, представлявшая собой легкий отрез сетчатой ткани или тонкого шелка, достигала 2 м в длину. В конце 7 века в моду вошел смелый атрибут - облегающий топ с короткими рукавами, в котором имелось либо отверстие спереди, либо широкое отверстие у основания шеи, чтобы продевать через него голову. Глубокий вырез обнажал красивую женскую грудь. Блузу одевали также под такой топ с короткими рукавами, но при этом были заметны только два рукава.
В период расцвета династии у танцовщиц появился особый костюм. Иногда танцами занимались не только профессиональные артисты. Императорская наложница Ян, несмотря на свои пышные формы, была превосходной танцовщицей. Верхняя часть наряда танцовщицы имела глубокий вырез по моде того времени, а плечи выпирали подобно крылышкам. Самым интересным атрибутом являлись двойные рукава, широкие верхние при этом переплетались и струились в такт музыке. К верхним рукавам были добавлены дополнительные слои оборок, дабы подчеркнуть динамичность, и той же цели служили ленты, тянущиеся от нижней половину юбки. Завершали костюм туфли с изогнутым носком в виде облака. Такой наряд пользовался большой популярностью среди танцовщиц при дворе Тан.
Император Тай-цзун принимает посланника из Турфана в 641 году. Он облачен в обычную одежду с круглым вырезом и черную шляпу.
Округлые женские формы не считались недостатком, а под влиянием наложницы Ян, чья красота считалась непревзойденной, женская одежда стала более свободной, начиная с 8 столетия. На юбках появились складки, а рукава стали шире. Когда модницы стали соревноваться в ширине рукава, император Вен-цзун, правивший с 827 по 840 гг., издал указ, ограничивающий ширину рукава до размеров, не превышающих размера ноги китайца и трех дюймов, что равняется примерно 40 см. Этот указ поверг женщин в уныние и, вероятно, не раз нарушался, поскольку, по историческим данным - как в литературе, так и на картинах - в 8-9 вв., женщины регулярно изображались в одежде с широкими рукавами.
По мере того, как женская одежда при династии Тан становилась все шире, женская прическа также становилась более объемной и высокой. Китаянки всегда большое внимание уделяли волосам, создавая разнообразные высокие прически всех форм и размеров (напротив наверху). В обиходе были парики и накладные волосы, позволяющие достичь нужного эффекта. Прическам давали забавные названия, например, «облако», «раковина», «свернутый лист лотоса» и «двойные кольца», которые сегодня позволяют представить, как они выглядели. Гребни из слоновой кости и перламутра удерживали прическу в нужном положении, а золотые и серебряные шпильки плавно покачивались при ходьбе. Придворные дамы вплетали в волосы настоящие и искусственные цветы.
Женщины эпохи Тан высоко ценили красоту и уделяли особое внимание нанесению макияжа, что занимало немало времени. Сначала наносилась пудра, как правило, из свинца. Для получения румян использовали сок красных растений. Окрашивание бровей также являлось важной частью нанесения макияжа. По преданию, император Сюань-цзун, правивший в 712-756 гг., посоветовал придворным дамам по-новому рисовать брови. Однажды он попросил придворного художника нарисовать десять самых лучших вариантов, среди которых были брови в виде «небольших холмиков», «свисающих жемчужин» и «остроконечных месяцев». Для окрашивания бровей использовался темно-зеленый минерал дай.
Элегантные придворные дамы империи Тан наслаждаются музыкой на банкете. Фрагмент картины 10 века. Автор неизвестен.
Женщины династии Тан закрепляли на лбу украшение - хуадянь. Оно состояло из небольшого фрагмента золотой или серебряной фольги, вырезанного в форме сливы или цветка; в исторических источниках также упоминаются и другие материалы, в том числе перья зимородка. Фольгу закрепляли между бровями с помощью небольшого количества рыбного клея. Завершала макияж губная помада, две небольшие красные точки в уголках губ и изогнутая красная линия на обоих висках. Два последних обычая исчезли после 907 года.
Поэты этой эпохи уделяли большое внимание женской одежде и почти никак не освещали обычаи мужских одеяний. В целом образованные жители носили широкие одеяния, а представители рабочего класса - жакеты и штаны. Такое различие было в основном обусловлено практическими соображениями, поскольку штаны обеспечивали большую свободу движений, например, при работе в полях. Правители династии Тан не считали необходимым делать различия между социальными классами за счет одежды, поэтому в большинстве случае люди одевались по собственному усмотрению.
При дворе государственные чиновники носили одеяния разных цветов, чтобы подчеркнуть свой ранг: самые высокопоставленные одевали пурпурные одежды, за ними следовали темно-красные, зеленые и голубые. По преданиям, император носил официальный наряд, однако более детальное описание такого одеяния и короны отсутствует. Правители Тан не были связаны сильными условностями; когда император Тай-цзун, правивший с 627 по 669 гг., принимал у себя посланника из Турфана в 641 году, он был облачен в обычное одеяние с круглым вырезом и черную шляпу (напротив), такое же, как и у его придворных. Узор с драконом, символом китайской империи у последующих династий, еще не обрел своей значимости.
Керамическая фигурка 8 века с изображением государственного чиновника династии Тан, облаченного в зеленый наряд с широкими рукавами и поясом.
Покрой мужской одежды претерпел мало изменений со времен династии Тан. Это была либо одежда с круглым вырезом и узкими рукавами, либо одеяние со стоячим воротничком и широкими рукавами. Эти два вида одеяний встречались как у государственных чиновников, так и у ученых. Военные носили упрощенную форму доспехов поверх одежды, которые представляли собой нагрудник и наспинник, соединяемые двумя погонами и подпоясанные на талии. Обувь имела крупные закругленные носки и была похожа на женскую. Во время сражений такие громоздкие туфли заменяли сапоги, а вместо головного убора одевался шлем.
В соответствии с традицией китайцы носили длинные волосы, завязывая их в небольшой пучок на затылке. В отличие от женщин, мужчины, как правило, прикрывали его черным платком. Поскольку на покрывание головы платком уходило немало времени, вскоре появился плотный головной убор из ротанга или жесткого материала, позволявший сэкономить время. Такой убор имел разнообразную форму и высоту, в зависимости от предпочтений владельца.
Еще одним одеянием, популярным среди мужчин и женщин, было хуфу, что дословно означает «чужестранная одежда». Иностранцы, приезжавшие в столицу Сиань для торговли, были в большинстве своем согдийцами. Их традиционная одежда представляла собой накидку до бедер и штаны с кожаным поясом и ботинки. «Чужестранным» элементом считались отвороты, отсутствовавшие в китайской одежде. Накидки и штаны больше подходили для верховой езды, чем длинная национальная одежда. Женщины вели столь же активный образ жизни, что и мужчины, поэтому хуфу пришелся по вкусу и тем, и другим. В отличие от темных мужских хуфу, женские делались из шелка и имели яркую расцветку.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Знай меру: единицы измерения | | | Шелковый наряд и накидка, 8 век. ЖЕНСКИЙ ПРИДВОРНЫЙ НАРЯД |
Дата добавления: 2017-05-06; просмотров: 8277;