Особенности восприятия различных объектов. Основные факторы, влияющие положительно или отрицатель­но на восприятие сложных объектов.

Восприятие предметов. Ведущую роль в восприятии материаль­ных объектов играют зрительные, тактильные, кинестетические анали­заторы. Наиболее информативными признаками предметов являются их форма, величина, а также взаимное расположение предметов в про­странстве.

Поскольку 90% информации мы получаем с помощью зрения, рас­смотрим некоторые особенности зрительного восприятия предметов. Известно, что восприятие предметов, лиц происходит двояким образом. Простые, хорошо знакомые объекты воспринимаются обычно сразу. Так бывает, например, при узнавании свидетелем различных предме­тов, которые он хорошо запомнил (симультанное узнавание). В других, более сложных случаях процесс восприятия предмета носит разверну­тый, осмысленный характер (сукцессивное узнавание). Иногда свидете­лю удается запомнить характерные опорные признаки предметов, людей, например отдельные броские черты, дефекты лица. И прежде чем ему предъявят для опознания людей, он может назвать эти призна­ки. Но так бывает далеко не всегда.

В процессе восприятия зрачок глаза совершает как бы ощупываю­щие предмет мелкие движения, останавливаясь на его различных точ­ках, выделяя смысловые центры. В основе механизма восприятия лежит свойство нашего зрительного анализатора при строго неподвижном фиксированном положении зрачка через 1—2 с утрачивать полученное изображение на сетчатке глаза. Поэтому зрачок самопроизвольно нахо­дится в постоянном движении, перемещая тем самым проекцию отража­емого объекта по различным смежным участкам сетчатки. Это первый вид движения глаза. Второй вид проявляется в более крупных движени­ях глаза с одной информативной точки на другую, напоминая скачкооб­разные (саккадические) или плавные (дрейфовые) перемещения.

Поскольку движение глаз, сопровождающее перцептивную дея­тельность, тесно связано с мышлением, наблюдение за человеком с «бе­гающими глазами» может подсказать следователю об активизации зри­тельного восприятия, мыслительных процессов, связанных с той ситуа­цией, в которой оказался субъект, подозреваемый в даче ложных пока­заний при предъявлении изобличающих его доказательств. Многопредметность восприятия, стремление в ограниченный отрезок времени «схватить» главные, существенные признаки предъявленных доказа­тельств, поведение самого следователя могут вызвать у такого лица ус­коренное движение зрачков глаз. Все это может свидетельствовать о его повышенном интересе к возникшей в кабинете следователя ситуа­ции, о его личной заинтересованности в результатах расследования.

При восприятии сложных, многомерных объектов меняется направ­ление взора с выделением наиболее важных «узлов» и деталей. Таким образом, полнота зрительного восприятия во многом обеспечивается движением, перемещением относительно друг друга воспринимаемого объекта и зрительного рецептора.

Чтобы больше расширить возможности зрительного восприятия, следует изменять не только положение зрачка, но и сам предмет отно­сительно глаза, преодолевая иной раз те отрицательные эмоции, кото­рые возникают при контактном осмотре не очень приятных с эстетичес­кой точки зрения криминалистических объектов.

Основными факторами, влияющими положительно или отрицатель­но на восприятие сложных объектов, каким, в частности, может быть место происшествия, являются:

  1. перцептивная задача, стоящая перед следователем, формирующая, по существу, целевую установку его предстоящей деятельности;
  2. сюжетное осмысление им возникшей ситуации;
  3. объективная и субъективная (с точки зрения самого следователя) значимость отдельных признаков места происшествия;
  4. опыт следователя (апперцепция) и особенности его мышления.

Анализируя воспринятые свидетелем различные события, мы также наблюдаем воздействие на его перцептивные процессы перечис­ленных выше закономерностей, что иногда приводит к полным или час­тичным искажениям (иллюзиям).

Например, по одному уголовному делу об автопроисшествии разыс­кивалась автомашина, на которой вечером был совершен наезд на людей. Очевидец события некто Н., смотревшая вслед удалявшейся на большой скорости с места происшествия машине, утверждала, что это был «грузовик с прицепом в виде фургона, покрытого брезентом». В ре­зультате кропотливой розыскной работы установили автомашину, на которой действительно был совершен наезд, однако никакого прицепа у нее не было. Только благодаря тому, что следователь критически отне­сся к показаниям свидетельницы, допустив возможность искажения ее зрительного восприятия, дело не зашло в тупик. Осматривались не только грузовые автомашины с прицепами, но и подобного типа машины без прицепов. В последующем свидетельница объяснила ошибку своего восприятия тем, что «хлопающий на ветру сзади кузова быстро ехавшей машины брезент тента» создал у нее искаженное представление о том, что машина была с прицепом. Подобных примеров следственная прак­тика знает немало. Это, по существу, те «поразительные эффекты зри­тельных искажений, которые не нарастают, а возникают мгновенно. Они необычайно реалистичны, практически неизменны при повторени­ях и почти одинаковы для всех, кто их когда-либо наблюдал».

Говоря о восприятии объектов, следует также упомянуть еще и об ис­кажающем влиянии фона как на конфигурацию, так и на цвет предмета.

Восприятие пространства. Более сложным видом перцептивной деятельности, по сравнению с восприятием отдельных предметов, явля­ется восприятие пространства, которое включает в себя как отражение формы, величины, взаимного расположения предметов, их рельефа, так и удаленности и направления, в котором они расположены относитель­но друг друга. По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка простран­ственных координат движущихся объектов имеет исключительно важ­ное значение.

В основе пространственного восприятия лежит деятельность вестибулярного, глазодвигательного аппаратов, участие бинокуляр­ного зрительного восприятия, ощущения мышечных усилий от све­дения зрительных осей на фиксируемом предмете (конвергенция) и ощущения от изменения преломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны (аккомодация). Также актив­ную роль в восприятии пространства в сочетании со зрительным анализатором играют слуховые, тактильные, кинестетические ана­лизаторы. Большое влияние на точность пространственного воспри­ятия оказывает опыт.

Существенно облегчают восприятие пространства дополнительные зрительные сигналы, т.е. система пространственных координат, с помо­щью которой мы как бы расчленяем пространство на его составные эле­менты и затем оцениваем их в отдельности. Поэтому, когда свидетель затрудняется определить в целом пространственное поле, можно вос­пользоваться этой системой, предложив ему последовательно опреде­лить расстояние до отдельных точек, а уж затем, суммировав данные анализа, попытаться определить искомую величину.

Также большое значение для восприятия пространства имеют: по­ложение субъекта относительно воспринимаемого объекта, условия восприятия, воздействие посторонних раздражителей. Например, нали­чие теней на предметах способствует более точному восприятию. Рас­положение свидетеля в плоскости оси движущегося транспорта по срав­нению с положением свидетеля перпендикулярно направлению его дви­жения при прочих равных условиях может привести к большему иска­жению пространственного восприятия движущегося объекта.

Восприятие времени — это отражение в сознании человека после­довательности, длительности, скоротечности явлений действительнос­ти. Это, наконец, ориентировка человека в самом времени. В основе восприятия времени лежат ритмические процессы жизнедеятельности организма.

На восприятие последовательности событий влияют следующие факторы: перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовнос­ти его к восприятию событий; объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов; упорядочен­ность событий самим субъектом с использованием определенной после­довательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъек­та признаками. Например, экспериментальным путем установлено: если на нас одновременно воздействуют два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в каче­стве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражи­тель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшест­вующий по сравнению с другим, «неинтересным» стимулом'. Это свой­ство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдален­ных от момента допроса.

Значительное влияние на восприятие продолжительности какого-либо события во времени также может оказать степень занятости субъ­екта в данный временной интервал. Время, заполненное активной дея­тельностью, кажется протекающим намного быстрее, по сравнению со временем, не заполненным интересными делами, проведенным в ожида­нии неприятных событий, занятым малоинтересными, однообразными действиями. Особую роль в оценке времени играет мотивация. Время, насыщенное деятельностью, направленной на удовлетворение личностно значимых мотивов, воспринимается более коротким.

Также меняется восприятие продолжительности времени в зависи­мости от возраста. Это влияние, как считают некоторые авторы, прояв­ляет себя при восприятии длительностей свыше одного дня. Для людей преклонного возраста время течет быстрее, чем для ребенка. Поэтому при допросе свидетелей мы можем столкнуться с расхождениями в их показаниях.

Как показывает следственная практика, нередко восприятие време­ни свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмо­циональной, психической напряженности, что также оказывает иска­жающее влияние на оценку продолжительности события. Подобное можно наблюдать, например, при допросе обвиняемого, который нахо­дился в момент совершения преступления в состоянии аффекта. В таких ситуациях можно использовать разработанный в психологии прием оценки времени по методу воспроизведения. В этих случаях в ходе следственного эксперимента обвиняемому (потерпевшему, свиде­телю) предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирова­ние. Оценивая данный метод, следует сказать, что он хотя и точнее обычной количественной оценки субъектом продолжительности собы­тий, но все же не исключает ошибок, которые могут колебаться в пре­делах 12—28%.

Иногда при расследовании преступлений, связанных с применени­ем огнестрельного оружия, возникает необходимость оценить интерва­лы между услышанными выстрелами. Предлагая свидетелям дать вре­менную оценку интервалов, мы нередко сталкиваемся с существенными искажениями в оценках их длительности. В основе таких искажений лежат психологические закономерности восприятия времени.

Дело в том, что короткие интервалы, не превышающие 0,5 с, прак­тически не воспринимаются. При интервалах в 0,5—1 с границы вы­стрелов и интервал образуют единство И лишь при интервалах свыше 1 с преобладающим является восприятие интервала. Наряду с этими эм­пирически установленными данными известно, что короткие интервалы переоцениваются, а длинные — недооцениваются. Интервал кажется более коротким, если первый выстрел был более громким. И наоборот, он кажется более длинным, если второй выстрел слышался сильнее пер­вого. Это явление связано с тем, что при одинаковой длительности громкий звук кажется более длительным. Интервалы, ограниченные вы­сокими звуками, кажутся более длинными, чем интервалы, ограничен­ные низкими звуками1. Чтобы помочь свидетелю с наибольшей точнос­тью определить интервалы между выстрелами, следует не только попро­сить его дать количественную оценку, но и предложить отстукиванием воспроизвести интервалы между выстрелами с одновременным хроно­метрированием следователем его действий. Практика показывает, что оценки интервалов свидетелем в первом и втором случаях будут суще­ственно отличаться друг от друга.

По одному уголовном уделу важно было установить интервал между двумя выстрелами. Допрошенный по делу свидетель А. заявил, что он слышал два выстрела, похожих на хлопки, с интервалом в 20— 30 с. Когда же следователь предложил ему постукиванием воспроизвес­ти услышанные хлопки выстрелов, оказалось, что интервал между ними не превышал и 5 с. Следовательно, метод воспроизведения оказался точнее в 4—6 раз метода количественной оценки интервалов. В связи с этой особенностью некоторые авторы рекомендуют: прежде чем зада­вать вопрос о продолжительности интервала, предложить свидетелю постукиванием обозначить границы интервала с одновременной фикса­цией его в единицах времени2.

Восприятие движения — это отражение в сознании человека из­менений положения предмета в пространстве: его скорости, ускорения и направления. Поскольку восприятие движения в своей основе имеет восприятие предметов и пространства, то в нем участвуют те же анали­заторы (зрительный, слуховой, кинестетический и т.п.).

Движение воспринимается нами на основе непосредственного восприятия и восприятия, опосредствованного умозаключением, когда скорость движения при определенных перцептивных способ­ностях человека восприниматься им не может, а о ее параметрах можно судить по результатам движения объекта. В последнем слу­чае воспринимается, по существу, не сама скорость, а результат движения и по нему уже дается оценка скорости. С этим явлением следователь сталкивается при расследовании автопроисшествий. В подобных случаях свидетели, добросовестно заблуждаясь, иногда судят о скорости автомашины по результатам аварии и той динамич­ной обстановке, в которой она произошла. Трупы, кровь, деформиро­ванный транспорт, визг тормозов, сильные удары могут значительно исказить восприятие скорости, полностью подчинить ее оценку оши­бочным умозаключениям.

Поэтому, выясняя скорость движения, следует поинтересоваться: на основании чего свидетель пришел к тому или иному выводу; каков его личный опыт восприятия движущихся объектов. Ответы на эти во­просы объяснят причины его возможных ошибок в показаниях о скорос­ти движения транспорта.

Не полагаясь целиком на метод количественной оценки, можно при­бегнуть к методу сравнения. Во время следственного эксперимента во­дителю предлагается ехать определенное расстояние сначала со скорос­тью 10,затем 20, 30, 40 и т д. километров в час. Сравнивая скорости движения, свидетель может определить, в какой момент скорость маши­ны примерно соответствует той скорости, с которой она ехала раньше.

Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обу­словливают необходимость проведения в некоторых случаях судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний сле­дователем, судом.

К тому, как проявляются закономерности перцептивных процессов, мы еще вернемся при рассмотрении психологических особенностей проведения следственных (судебных) действий, таких, как осмотр места происшествия, предъявление для опознания и некоторые другие в последнем разделе нашего учебника








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 1303;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.