Риски и возможности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве
К настоящему времени геополитические риски для реализации интеграционных соглашений приобрели особую значимость в связи со специфической структурой постсоветских экономик. По мере индустриального спада внешняя торговля государств СНГ все больше приобретала сырьевой характер.
В результате их потенциал взаимной торговли сузился ко второй половине – концу 1990-х годов ХХ века до небольшого числа моментов географической дополняемости (у одной страны избыток леса, у другой — избыток хлопка и т. д.). Однако многие ключевые для внешней торговли природные ресурсы (нефть, газ у России, Казахстана, Туркменистана и Азербайджана) или полуфабрикаты (прокат черной металлургии у России, Украины, Казахстана) совпадают. Поэтому государства СНГ все больше выступают на внешних рынках как конкуренты. В целом возможности для кооперации у деиндустриализированных экономик резко сузились. В то же время ЕС или Китай, как другие возможные направления создания зон свободной торговли, обладают преимуществами объемных рынков сырья, источников свободных капиталов и технологий.
К дополнительным рискам можно отнести следующие:
· сохраняется неопределенность в вопросах взаимодействия политики развития зоны свободной торговли в СНГ с политикой вступления государств СНГ в ВТО;
· существует возможность появления новых нетрадиционных угроз безопасности России в связи с открытием границ, особенно центрально-азиатских (например, в Россию может увеличиться приток афганских наркотиков, могут возникнуть дополнительные проблемы с нелегальной миграцией и с распространением трансграничных криминальных и террористических сетей);
· может возрасти угроза оттока капитала из России, так как в ряде постсоветских государств (например, в Казахстане) условия ведения бизнеса, согласно всем международным оценкам, более благоприятные, а налоги заметно ниже, чем в России.
К перспективам развития зоны свободной торговли в СНГ относятся неиспользованные возможности по региональному взаимодействию. Они могут быть особенно актуальными в условиях высокой неопределенности на глобальных рынках, потенциальной возможности краха глобальной экономики в рамках «Вашингтонского консенсуса». Например, Россия может потреблять больше овощей и фруктов из соседних Центральной Азии, Южного Кавказа, Украины, Молдовы, а не ввозить их из государств ЕС, Африки, Латинской Америки и т. д. Это повысит продовольственную безопасность.
Можно активнее использовать старые кооперационные цепочки между сохранившимися советскими предприятиями, например, ВПК. Можно больше использовать элементы естественной взаимной дополняемости в экономиках стран Центральной Азии, например, избыток гидроресурсов у Киргизии и Таджикистана. Однако все это потребует большой реальной работы по реализации заключенных соглашений.
Важной является и геополитическая мотивировка договоренности. В частности, она открывает новые возможности для взаимодействия России и Украины. В этом плане Москва пытается создать дополнительные рычаги балансирования возможностей ЕС в странах «Восточного партнерства». У Украины появилась альтернатива в лице зоны свободной торговли с ЕС. У центрально-азиатских стран, где быстро растет экономическое влияние Китая, также может появиться альтернатива в виде углубления торгово-экономических отношений с Россией.
Президент России В.Путин отмечал тогда, что строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования к 2015 г. Евразийского экономического союза с подключением к его работе Киргизии и Таджикистана. В.В. Путин также указал, что конечной целью является формирование «мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира». Таким образом, речь идет об интенсификации политики России в геополитической зоне ее «особых интересов» на постсоветском пространстве.
Государства-участники СНГ, ратифицировавшие договор о создании зоны свободной торговли, намерены после вступления документа в силу разработать соглашение о свободной торговле услугами в рамках Содружества. Углубление экономической интеграции в СНГ рассматривается странами-участниками договора в качестве составной части интеграционных процессов в Евразии.
Высказывается мнение, что интеграционные мероприятия стран СНГ с Европейским союзом и в отношениях участников Содружества между собой будут взаимосвязаны. В долгосрочной перспективе это создаст условия для разработки общего формата соглашения о принципах свободной торговли на обширной территории от Тихого океана до Атлантики.
Но последние события в Украине и не такие давние события в Абхазии и Южной Осетии показали, что Европа и США смотрят на это объединение бывших союзных республик как на процесс возрождения СССР и это их очень беспокоит в плане боязни потерять сравнительно дешёвые пока для них рынки природных ресурсов и сбыта своей устаревающей продукции.
На сегодня в мире выработаны следующие основные формы международной экономической интеграции между странами (по мере усложнения интеграционных процессов, проходящих между ними)
1. Зона свободной торговли – аллокативность форм, методов и направлений экономической интеграции, начиная с особых экономических зон и заканчивая снятием таможенных ограничений (при сохранении национальных таможенных правил). Пример: ЗСТ стран СНГ.
2. Таможенный союз – объединение национальных рынков в пределах общей таможенной границы (при формировании общих таможенных правил). Пример: Единое экономическое пространство между Россией, Белоруссией и Казахстаном, а также присоединение к нему по отдельным направлениям – Киргизии, Таджикистана и Армении.
3. Общий рынок – полное снятие таможенных ограничений внутри общего экономического пространства (при сохранении финансовой и валютной самостоятельности). Пример: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) до 2000 года.
4. Экономический союз – полное объединение экономических, таможенных, финансовых и валютных правил (создание единой денежной системы или валюты). Пример: Европейский союз (зона евро) после 2000 года.
Лекции 7,8,9
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 420;