Сонатно-симфонический цикл
Сонатно-симфоническим называется цикл, в котором хотя бы одна из частей (чаще всего первая) написана в сонатной форме. Но это не обязательно. Например, в сонатах №11 Моцарта и №12 Бетховена нет ни одной части, написанной в сонатной форме. В этих произведениях важно единство содержания, меньшая самостоятельность частей.
Если в сюите главное – чередование частей, то в сонатно-симфоническом цикле – рост становления. Сюита более непосредственно связана с танцевальными жанрами, в сонатно-симфоническом цикле танец используется только в III части (менуэт).
Сонатно-симфонический цикл имеет ряд разновидностей, связанных с составом исполнителей.
Камерная разновидность – соната, сонатина, от трио до нонета. Название «соната» употребляется только по отношению к произведениям, написанным для одного или двух инструментов (например для фортепиано, для скрипки с фортепиано). Более сложные ансамбли сонатного типа называются в зависимости от количества инструментов: трио, квартет, квинтет и так далее.
Концертная разновидность – симфония, симфониетта, концерт (количество исполнителей везде больше 10). Произведение сонатного типа для оркестра называется симфонией. Отсюда и общее название сонатного цикла – сонатно-симфонический цикл.
Сонатно-симфонический цикл преемственно связан со старинной сюитой. В процессе развития части стали более значительными по содержанию и масштабам, а их соотношение – более органичным.
Другой исток сонатно-симфонического цикла – церковная сюита. Ее сопоставление частей (медленно – быстро – медленно – быстро) не связано с танцевальными жанрами. Существовала закономерность: медленные части – гомофомонные, а быстрые – полифонические. Этот цикл окончательно сложился у Ф.Э. Баха.
Сонатно-симфонический цикл более полно отражает мир человеческой жизни во всем многообразии. Он характеризуется глубиной содержания, сложностью развития, внутренней связью частей, предопределенным общим замыслом.
Соната как жанр представляет собой циклическое многочастное произведение, которое состоит из нескольких самостоятельных по форме, но разных по содержанию частей.
Сонатно-симфонический цикл классического стиля чаще всего трех- или четырехчастный. Трехчастные циклы характерны для фортепианной музыки Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, четырехчастные – для симфоний.
Классический четырехчастный цикл имеет такое соотношение частей:
– I часть – сонатное allegro; действенный характер;
– II часть – медленная; характерна хоральность. Форма: вариационная, сложная трехчастная, сонатная без разработки, реже – рондо;
– III часть – менуэт или скерцо. Форма – сложная трехчастная;
– IV часть – жанровый финал, повторяющий характер первой части, но без драматизма. Форма: рондо, рондо-соната, сонатная форма, вариации, сонатная форма без разработки.
Т.Н. Ливанова отмечает, что в цикле существуют опорные точки: первая часть – центр тяжести, вторая часть – лирический центр, третья часть – интермеццо, четвертая – финал.
Бетховен в 9 симфонии поменял местами скерцо и медленную часть, что дало большую контрастность частей.
Тональности частей: I, III и IV – основная тональность, II (медленная) – тональность S сферы.
Сонатно-симфонический цикл может иметь три части, что тоже является нормой. В этом случае скерцо отсутствует, а вторая часть может быть медленной, но танцевальной.
М. Михайлов выделил три типа связей в цикле:
1. Интонационные связи (произнесение музыкального текста).
2. Монотематизм (объединение частей: все темы основаны на трансформации одной темы).
3. Тематическое объединение частей (проведение тем предыдущих частей почти без изменения). Может возникнуть лейттема, тема-реминисценция.
Помимо классического в цикле может быть другое количество частей.
Двухчастные циклы:
– Бетховен, Сонаты №№24, 27, 32;
– Шуберт, «Неоконченная» симфония.
Пятичастные циклы:
– Бетховен, «Пасторальная» симфония;
– Берлиоз, «Фантастическая» симфония;
– Скрябин, Симфония №2;
– Шостакович, Симфонии №№8 и 9.
Другие виды циклов
Малый, или двухчастный, цикл – прелюдия и фуга. У Ц. Франка – прелюдия, хорал и фуга.
В XIX веке – цикл фортепианных миниатюр (Шуман, Чайковский).
Вокальные циклы: Шуберт, Шуман, Малер, Мусоргский, Свиридов.
В каждом из циклов существуют свои закономерности, объединяющие части в целое.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1670;