Германии — Люблинское и часть Варшавского воеводства Польши.

Подписанный договор грубо нарушал нормы международного пра­ва и был глубоко аморален. И если в оценке степени необходимости договора о ненападении мнения историков расходятся, то в отношении договора о дружбе и границах выводы однозначны: во всех отношени­ях он был ошибочным, так как предусматривал дружественные отноше­ния с рейхом, тогда как национальные интересы СССР требовали со­блюдения нейтралитета и подготовки к неизбежной (и все это пони­мали) схватке с фашизмом.

Таким образом:

- согласно секретному протоколу от 23 августа 1939 г. объектами сферы интересов СССР становились Латвия и Эстония, а

- согласно договору о дружбе и границах — Литва.

В сентябре — октяб­ре 1939 г. сталинское руководство заключило договоры о взаимной по­мощи с правительствами республик Прибалтики, в соответствии с ко­торыми стороны обязались оказывать друг другу всяческую помощь, включая создание на территории Прибалтики военных баз и размеще­ния на них небольших контингентов советских войск, что, по свидетель­ству последнего министра иностранных дел досоветской Литвы Ю. Урбшниса, еще не означало оккупации этих территорий.

И. В. Сталин во время подписания договоров провозглашал:

- принцип невмешательства во внутренние дела и

- сохранения государственного строя и структуры государств Прибалтики.

Их руководители отмечали, что советские вой­ска никак не вмешивались во внутренние дела республик. Однако сам факт присутствия частей Красной Армии способствовал активизации действий левых сил.

Через восемь месяцев (в июне 1940 г.), когда военные действия на Западе близились к завершению и началось сосредоточение герман­ских войск в Восточной Пруссии, что создавало возможную угрозу фаши­стского вторжения в Прибалтику, сталинское руководство предъявило правительствам Литвы, Латвии и Эстонии ультиматумы, в которых со­держались требования:

- о формировании новых, просоветских прави­тельств и

- введении дополнительных воинских частей.

Вручение ульти­матумов, явно противоречащих заключенным в 1939 г. договорам о вза­имной помощи, министр иностранных дел СССР В.М. Молотов сопровождал заявлением, в котором сообщалось, что независимо от ре­зультата ответа советские войска в любом случае вступят на территорию Прибалтики.

Подобное силовое давление Кремля было одним из методов сталин­ской внешней политики, нарушавшим нормы международного права. Вступление дополнительных воинских формирований на территорию Прибалтики вызвало неоднозначную реакцию населения.

В обстанов­ке присутствия советских войск происходило формирование народных правительств, которые в июле провозгласили Советскую власть и об­ратились в Верховный Совет СССР с просьбой принять Латвию, Лит­ву и Эстонию в состав СССР. Включение в августе 1940 г. этих рес­публик в состав Советского Союза было расценено международным сообществом как аннексия. В результате этих событий ухудшились от­ношения СССР с Англией и США. Кроме того, политический диктат и поспешное внедрение сталинской модели социализма породили недо­верие и осложнили внутриполитическую ситуацию в республиках Прибалтики на многие десятилетия.

 

Советско-финская война длилась 105 дней — с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940 г. На протяжении многих десятилетий события, про­изошедшие тогда, оставались «белым пятном» в нашей истории. Одна­ко именно эта война вскрыла слабые стороны Красной Армии и подо­рвала политический престиж СССР накануне Великой Отечественной войны.

Еще в 1917 г. Финляндия, входившая ранее в состав Российской им­перии, обрела государственную независимость и сделала выбор в пользу буржуазной республики. В соответствии с заключенным в 1920 г. между Советской Россией и Финляндией договором граница прошла в 32 км от Петрограда, что разрушило исторически сложившу­юся систему обороны города. Граница с Финляндией составила одну; треть западной границы Советского Союза. Обе стороны заключили договор о ненападении и мирном урегулировании конфликтов, который в 1934 г. был продлен на 11 лет. Начавшееся с середины 1930-х гг. ин­тенсивное политическое и военное сближение Финляндии и Германии породило справедливые опасения СССР относительно безопасности! своих северо-западных рубежей.

В течение 1938-1939 гг. между двумя странами велись перегово­ры о принятии мер, которые обеспечивали бы безопасность как севе­ро-западных границ СССР, так и самой Финляндии. Однако вследствие растущего взаимного недоверия они оказались безрезультатными. Финляндия, как и Запад вообще, не понимала проводимой в 1930-е гг. в СССР сталинской репрессивной политики, стремления советского ру­ководства к мировой революции; полное недоумение у финнов вызвали советско-германские договоры 1939 г.

И. В. Сталин требовал от Финляндии%

- уступить практически весь Карельский перешеек, отодвинув тем самым границу на 100 км к запа­ду;

- передать СССР в аренду п-ов Ханко для строительства на нем во­енно-воздушных и военно-морских баз.

Взамен Финляндии предлага­лась территория в Советской Карелии, вдвое большая по площади. Руководство Финляндии ответило отказом и отстаивало свое право су­веренного государства не принимать предложений, затрагивающих ее территориальную целостность. Политическая обстановка накалялась. И.В. Сталин предполагал воевать с Финляндией.

26 ноября 1939 г. в районе пограничной дер. Майнилы на Карель­ском перешейке прогремели выстрелы. Многие обстоятельства этого инцидента до сих пор неясны. Однако большинство историков склон­ны признать инициативу советской стороны в развязывании конфлик­та. 27 ноября Советское правительство в ультимативной форме пред­ложило Финляндии «...незамедлительно отвести свои войска подальше от границ на Карельском перешейке — на 20—25 км и тем предотвра­тить возможность повторных провокаций». В ответ на ноту Советско­го правительства руководство Финляндии, убежденное в принадлежно­сти прозвучавших пушечных выстрелов советской стороне, предложи­ло отвести советские войска на такое же расстояние. В сложившихся условиях война становилась неизбежной.

29 ноября 1939 г. из Финляндии были отозваны советские дипло­матические и торговые представители. 30 ноября на границе, которую буквально лихорадило от стычек и столкновений, начались боевые дей­ствия. Уже через несколько дней стало ясно, что ход войны сорвал пер­воначальные планы И.В. Сталина о создании марионеточного прави­тельства «народной Финляндии» и легкой победе над небольшим госу­дарством.

Образованное в занятом советскими войсками финском г. Тернийоки правительство Финляндской Демократической Республи­ки во главе с финским коммунистом О. Куусиненом никакой поддер­жки в стране не получило. Война, несмотря на значитель-ное превос­ходство советских войск (2998 танков против 86 финских, 3253 само­лета против 500 финских), приобретала затяжной и ожесточенный характер. Финны воспринимали ее как войну «за свободу и независи­мость Финляндии, против агрессии, в защиту демократии и мира».

Театр военных действий на территории Финляндии готовился за­благовременно. На Карельском перешейке финны возвели мощную по­лосу укреплений, эшелонированных среди озер и болот в глубину на многие десятки километров, получившую название «линия Маннергейма». По оценкам специалистов, она ни в чем не уступала имевшимся мировым аналогам, таким как немецкая «линия Зигфрида», французская «линии Мажино» и др.

Финская армия была хорошо организована, вооружена, дисциплини­рована и в отличие от советских войск обучена для действий зимой в условиях лесисто-болотистой местности и бездорожья. Несмотря на самоотверженные действия наших солдат, главную полосу обороны с ходу прорвать не удалось. Расчеты И.В. Сталина нанести за 9-12 дней общее поражение финской армии силами одного Ленинградского воен­ного округа не оправдались.За установкой воевать «малой кровью, мо­гучим ударом» стояли солдатские жизни, которые практически не при­нимались во внимание.

7 ноября 1939 г. был образован Северо-Западный фронт под коман­дованием С.К. Тимошенко. После дополнительной подготовки и обуче­ния действиям при прорыве сильно укрепленной обороны советские войска смогли в феврале 1940 г. обойти «линию Маннергейма» и взять Выборг. Финское правительство согласилось на мирные переговоры. 12 марта 1940 г. было заключено перемирие. Финляндии пришлось принять предлагаемые ей ранее условия. Она уступила Советскому Союзу весь Карельский перешеек с Выборгом и район севернее Ла­дожского озера, а также территории в районе Куолаярви на севере.

Порт Печенга возвращался Финляндии. Она предоставила СССР на 30 лет свою военно-морскую базу на п-ве Ханко.

Вместе с тем ход советско-финлянской войны вызвал резкое недо­вольство у И.В. Сталина. Вся вина за неудачи была возложена на нар­кома обороны К.Е. Ворошилова, пост которого весной 1940 г. занял С. К. Тимошенко.

Советский Союз оказался в международной изоляции. Отказавшая­ся принять посреднический призыв Лиги Наций прекратить военные дей­ствия, наша страна была исключена из ее состава как агрессор. Все страны — члены Лиги Наций поддерживали в этой войне Финляндию.

В результате войны упал не только политический, но и военный престиж Советского Союза. Потери советских войск за 105 дней составили 289 510 человек, из них 74 тыс. убитыми и 17 тыс. пропавши­ми без вести. Остальные были ранены и обморожены (в жесточайшие хо­лода красноармейцы воевали в обмотках и ботинках, так как не было даже валенок). Финляндия потеряла в этой войне 23,5 тыс. солдат.

Эта война показала слабую подготовку советских войск.

Сталинское руководство рассчитывало на то, что:

- Гитлер будет со­блюдать подписанный 23 августа 1939 г. договор о ненападении;

-с учетом исторического опыта Германия не ре­шится одновременно вести войну на два фронта.

Однако подобные рас­четы оказались несостоятельными.

 








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 761;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.