Культура России в начале XX в.

На рубеже XIX—XX вв. под влиянием модернизма сложилась группа художников, объединившаяся вокруг журнала «Мир ис­кусства»: А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.

Мирискусники провозгласили но­вые художественно-эстетические принципы, противоположные и реализму передвижников, и академизму. Они пропагандирова­ли:

- свободу от социальных и политических проблем в живописи;

- особое внимание уделяли возрождению и новой оценке наследия XVIII — начала XIX в.; - популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард»: К. С. Малевич, Р. Р. Фальк, М. 3. Шагал и др. Предшественники абстракцио­низма, они отстаивали:

- искусство «чистых» форм;

- искусство внешней бес­предметности.

Скульптура развивалась во второй половине XIX в. под влия­нием реализма. Основные жанры:

— портретный (А. М. Опекушин — памятник А. С. Пушкину

в Москве);

— историке-портретный (М. М. Антокольский — «Иван Гроз­ный», «Нестор-летописец», «Ярослав Мудрый», «Ермак», «Петр I»; М. О. Микешин — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине IIв Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве).

В начале XX в. под влиянием импрессионизма скульпторы А. С. Голубкина и С. Т. Коненков использовали новые пластиче­ские формы и светотеневые контрасты, позволявшие преодолеть статичность изваяния, создать впечатление его движения.

Архитектура во второй половине XIX — начале XX в. развива­лась под влиянием технического прогресса. Расширился ассор­тимент строительных материалов: железобетон и металлические конструкции для перекрытий, стекло.

Произошла смена архитектурных стилей, так как русско-визан­тийский стиль не подходил для зданий общегражданского назначе­ния — банков, магазинов, вокзалов, доходных домов. Архитекторы стремились возродить традиции древнерусского зодчества: воз­ник неорусский стиль — использование элементов каменного узорочья, наследия русского барокко в сочетании с новыми тех­ническими конструкциями.

В Москве в неорусском стиле были построены: здание Исто­рического музея (архитектор В. О. Шервуд) и Верхние торговые ряды на Красной площади (архитектор А. Н. Померанцев).

Неорусский стиль в архитектуре второй половины XIX в. от­ражал стремление русских зодчих к историзму и патриотизму.

В Петербурге появилась архитектурная эклектика — смеше­ние разных стилей — элементов средневековой европейской го­тики и древнерусского зодчества, барокко и классицизма. Самая известная постройка того времени — Храм Воскресения Христова (его называют Спас на Крови, так как он был возведен на том мес­те, где народовольцы организовали покушение на Александра II).

В начале XX в. в русской архитектуре оформились три стиля:

— неорусский: здание Казанского вокзала (архитектор А. В. Щусев);

— модерн: здания Ярославского вокзала и Художественного теат­ра (архитектор Ф. И. Шехтель), гостиница «Метрополь» (архи­тектор В. Ф. Валькот);

— неоклассицизм: здания Музея изобразительных искусств (ар­хитектор Р. И. Клейн) и Госбанка (архитектор И. В. Жолтовский).

Однако большинство провинциальных городов сохранили свой прежний облик. Они были застроены маленькими деревян­ными домишками или в лучшем случае невысокими каменными домами.

Выводы:

1) Во второй половине XIX — начале XX в. культура России продолжала успешно развиваться. Продолжался ее «золо­той век».

2) В культуре закрепились черты, сложившиеся в первой поло­вине века:

- приверженность реалистическим традициям,

- демо­кратизм и высокая гражданственность,

- гуманизм и бескорыст­ное служение своему народу,

- проповедь патриотизма и социаль­ной справедливости,

- стремление к воспитанию и совершенство­ванию нравственных устоев общества.

3) Культура России приобрела общеевропейский характер.

4) Взаимовлияние двух культур — западно-европейской и отечест­венной — стало постоянным фактором их развития. Конец XIX — начало XX в. отмечен не только заимствованиями из западно­европейской культуры, но и воздействием на нее со стороны российской. «Русский свет» освещал улицы европейских стран и США. На Всемирных выставках в Париже русские изобретатели не раз получали золотые медали. Отечественные ученые являлись почетными членами академий и научных обществ многих стран. Именами русских географов и путешественников назван ряд гео­графичес-ких объектов. Русских писателей знали и почитали за границей. В свою очередь, произведения некоторых европейских писателей переводились и публиковались в России. На русской сцене ставились зарубежные драмы и трагедии. Русская музыка звучала в концертных залах Европы. Все это свидетельствовало о мировом признании заслуг отечественных деятелей культуры.

 

 








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 591;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.