Международная охрана авторских и смежных прав


Унификация авторского права началась в XIX в.Государства-участники основали Бернский союз для охраны прав авторов на литературные и художественные произведения (его административные функции выполняет ВОИС-всемирная организация интеллектуальной собственности). Основа Конвенции — материально-правовые нормы об охраняемых произведениях и их авторах. Коллизионное регулирование предпо­лагает применение права страны, где испрашивается охрана автор­ских прав, или закона суда.

При определении субъектов охраны в Бернской конвенции ис­пользуется территориальный принцип охраны - предпочтение имеет страна происхождения произведения (страна первого опу­бликования). Решающим признаком является национальность про­изведения, однако в отдельных случаях учитывается и националь­ность автора. Авторы из стран — членов Союза пользуются в дру­гих странах Союза (кроме страны происхождения произведения) в отношении своих произведений правами, которыми в этих странах. Пользуются их собственные граждане, а также правами, специально оговоренными в Конвенции. Такая же охрана предоставляется авто-Рам — гражданам государств, не входящих в Союз, если их произ­ведения опубликованы в одной из стран Союза. Охрана неопубли­кованных произведений предоставляется только гражданам госу­дарств — членов Союза. Максимальный срок охраны авторских прав — все время жиз­ни автора и 50 лет после его смерти. Возможно увеличение сроков охраны в соответствии с национальным законодательством. В случае возникновения спора о сроках охраны применяется право госу­дарства первой публикации произведения.

Конвенция предусматривает две группы авторских прав:

· личные имущественные и неимущественные права, установленные национальным законодательством государства, в котором испрашивается охрана;

· специальные права; исключительное право автора на пере­вод своего произведения, на его воспроизведение и публичное ис­полнение, передачу по телевидению и радио, переделку, магнитную запись.

Особенности Бернской конвенции заключаются в ограниченном свободном использовании произведений, наличии формальностей по регистрации произведений, а также в том, что согласно Конвенции каждое государство само определяет применение на своей террито­рии этого начала. Объекты охраны права автора на все произведе­ния в области литературы, науки и искусства, выраженные любым способом и в любой форме. Конвенция устанавливает примерный перечень видов таких произведений.

Бернская конвенция — высокий международный стандарт охра­ны авторских прав. Для развивающихся государств присоединение к Конвенции невыгодно, поскольку для них практически недостижим такой уровень охраны авторских прав. В настоящее время раз­вивающиеся государства настаивают на ревизии норм Бернской конвенции, отмене исключительных прав автора на перевод и без­гонорарном опубликовании в этих государствах лучших произведений литературы и науки.

В Преамбуле Всемирной конвенции об авторском праве (г. Же­нева, 6 сентября 1952 г.) подчеркивается, что ее цель — дополнить действующие нормы международного авторского права, но не заме­нить или нарушить их. Всемирная конвенция содержит большое ко­личество отсылок к национальному законодательству, меньший объ­ем материально-правовых предписаний, чем Бернская.

Всемирная конвенция устанавливает льготы для развивающихся государств — выдача принудительных лицензий на перевод произведений в це­лях развития национальной науки, культуры и образования; право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его опубликования; свобода радио- и телепередач и свободное исполь­зование опубликованных произведений в учебных и научных целях.

Нормы Конвенции не имеют обратной силы. Срок охраны авторских прав определяется законом государства, в котором и спрашивается защита, но не короче жизни автора плюс 25 лет после его смерти установлен принцип сравнения сроков.

Всемирная конвенция вводит понятие «выпуск произведения в свет» как его воспроизведение в какой-либо материальной форме на предоставление неопределенному кругу лиц возможности ознакомления с этим произведением.

Введен специальный знак охра­ны авторских прав ввиде символа, указания обладате­лей авторского права, года первого выпуска произведения. Если по внутреннему законодательству государства-участника соблюдение формальностей является обязательным, то формальности счита­ются соблюденными в отношении произведений граждан других государств-участников либо произведений, впервые выпущенных в свет вне территории данного государства, при условии, что все эк­земпляры таких произведений, начиная с первого выпуска в свет, будут иметь знак охраны авторского права. Данный знак должен быть размещен «таким способом и на таком месте, которые ясно по­казывали бы, что авторское право сохраняется» (п. 1 ст. 3).

Всемирная конвенция исходит из принципа национального ре­жима

выпущенные в свет произведения граждан любого государства-участника, как и произведения, впервые опубликованные на терри­тории такого государства, пользуются в каждом другом государст­ве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые опубликованным на его территории;

· не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника пользуются в каждом другом государстве-участнике охраной, которую такое государство предоставляет не вы­пущенным в свет произведениям своих граждан;

· любое государство-участник может в порядке своего внутрен­него законодательства приравнять к своим гражданам лиц без гражданства, постоянно проживающих на его территории.

 

принцип национального режима в соответствии со ст.2 Всемирной конвенции означает, что охраняемые произведения пользуются на территории другого государства-участника той охраной, которая предоставляется государством произведениям своих авторов, впервые выпущенным в свет на собственной территории или не выпущенным в свет произведениям своих авторов . Бернской конвенцией (п.1 ст.5)

также закрепляется принцип национального режима , но уточняется при этом , что авторы пользуются в странах Союза «правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своими гражданам ».При этом обе конвенции добавляют , что авторы обладают также правами, особо предоставляемыми соответственно каждой конвенцией. Таким образом Бернская и Венская конвенции закрепляют не только национальный режим охраны, т.е полностью уравнивают в правах иностранных авторов с авторами государства-участника, но и предоставляют им все права, которые предусмотрены в конвенции. В результате автор произведения, выпущенного за рубежом, может иметь даже более высокий уровень охраны его прав, чем произведения выпущенного на собственной территории страны- участницы. Такая ситуация возникает когда национальным законодательством не предусмотрено какое-либо из прав, упомянутых в конвенциях. Названное дополнение к национальному режиму особо значимо для государств-участников Бернской конвенции, поскольку она содержит материально-правовые нормы, предусматривающие наиболее широкий перечень авторских прав)

В доктрине высказывается мнение, что Всемирная конвенция об авторском праве в значительной степени потеряла свое значение, поскольку практически все государства-участники подписали Берн­скую конвенцию.

В 1996 г. Женевская дипломатическая конференция приняла но­вый универсальный договор — Договор ВОИС по авторскому праву (г. Женева, 20 декабря 1996 г.), который установил принципиально иной, более высокий уровень охраны объектов авторского права: правовая охрана авторских прав связана со стимулированием лите­ратурного и художественного творчества. Охрана распространяется не только на форму выражения произведения, но и на идеи и про­цессы. Объекты охраны — компьютерные программы, компиляции данных или другой информации как результат интеллектуальной деятельности, «информация об управлении правами», приложенная к произведению.

Выделение из авторского права смежных (аналогичных, родствен­ных) прав и установление их самостоятельной защиты связано с рас­пространением «интеллектуального пиратства» (вторичное исполь­зование произведения без согласия автора и исполнителя, незаконное копирование и реализация фонограмм).

Основные формы охраны смежных прав — право их субъектов разрешать или запрещать вто­ричное воспроизведение результатов их творческой деятельности.

Международная конвенция об охране прав исполнителей, изгото­вителей фонограмм и вещательных организаций (г. Рим, 26 октября 1961 г.) обеспечивает охрану прав исполнителей на их исполнение, фонограммыпроизводителей фонограмм и передачи вещательных организаций. Она основана на принципе национального режима, который предоставляется по законодательству страны, где испра­шивается охрана, Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (г. Жене­ва, 29 октября 1971 г.) обновила и дополнила Римскую конвенцию путем предоставления производителям фонограмм особого режима, охраны в рамках антимонопольного законодательства и уголовно-правовой защиты. Критерий выбора применимого права — законо­дательство государства гражданства производителя фонограмм.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (г. Женева, 20 декабря 1996 г.) не влияет на обязательства государств по другим конвенциям об охране смежных прав, не затрагивает права авторов и распространяется только на исполнителей и производителей фо­нограмм. Он основан на принципе национального режима охраны: каждое государство-участник предоставляет гражданам других государств такой же режим, какой они предоставляют своим собствен­ным гражданам в отношении перечисленных в Договоре исключительных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Вопрос 2.Специфика права промышленной собственности в международном частном праве (патентное право)

Для обозначения этой отрасли международного частного права употребляется различная терминология — изобретательское, патентное, лицензи­онное право, право промышленной собственности. (т.е.право промышленной собственности это и есть патентное право) Представляется, что термин «право промышленной собственности» можно использовать как родовое понятие, введенное Парижской конвенцией 1883 г. (ц. 3 ст. 1): «Промышленная собственность понимается в самом ши­роком смысле и распространяется не только на промышленность и торговлю в собственном смысле слова, но также и на области сель­скохозяйственного производства и добывающей промышленности и на все продукты промышленного или природного происхождения, как, например: вино, зерно, табачный лист, фрукты, скот, ископае­мые, минеральные воды, пиво, цветы, мука».

Объекты права промышленной собственности -- научные от­крытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания, коммерческие обо­значения, пресечение недобросовестной конкуренции, полезные мо­дели, наименования мест происхождения товаров, торговые и про­изводственные секреты (ноу-хау). Все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности. Пограничное место занимают ком­пьютерные программы, базы данных и топологии интегральных ми­кросхем, которые считаются объектами авторского права, но охраня­ются в рамках патентного ведомства.

Право промышленной собственности охраняет идею, замысел изобретения, товарного знака независимо от формы реализации этих идей. Особенность права промышленной собственности — специфи­ческие формы охраны путем выдачи государственных охранных до­кументов.

Территориальный характер права промышленной собственности проявляется более отчетливо, чем в авторском праве. Субъектив­ное право на промышленную собственность возникает по волеизъ­явлению государства, направленному на охрану прав изобретателя посредством выдачи охранного документа (патент, авторское сви­детельство, регистрация товарного знака). Выдача охранного до­кумента представляет собой акт государственной власти и создает субъективные права, действующие на территории данного государ­ства. В других государствах эти права законом не охраняются, изо­бретение может свободно использоваться другими лицами.

К объектам права промышленной собственности предъявляются различные требования: новизны, полезности (в некоторых странах), приоритета, патентной чистоты. Предложенное решение должно быть новым, неизвестным в мире (мировая новизна) или в данной стране (локальная новизна). Патентная чистота — это проверка из­делия в случае экспорта объектов промышленной собственности (не подпадают ли данные объекты под действие других патентов, выдан­ных третьим лицам).

Большинство государств предоставляет иностранцам нацио­нальный режим в сфере охраны прав на промышленную собствен­ность. Однако принцип национального режима применяется далеко не во всех странах. Например, в патентном законодательстве Италии для национальных изобретателей установлены более длительные сроки охраны изобретений и льготный режим патентования.

В рамках патентного права охраняются изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Изобретение — это отвечающее критериям патентоспособности техническое решение либо примене­ние уже известных устройств по новому назначению. Патент устанав­ливает юридическую монополию на изобретение и обеспечивает его обладателю исключительные права на использование изобретения. Охрана промышленных образцов также осуществляется при помо­щи выдачи патента на промышленный образец, аналогичного патен­ту на изобретение. Промышленный образец — это художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия.

Объекты средств индивидуализации юридического лица и про­дукции:

· средства индивидуализации продукции (товарные знаки, зна­ки обслуживания, указания происхождения, наименования места происхождения товаров);

· средства индивидуализации юридических лиц (фирменные наименования).

Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, служа­щие для индивидуализации товаров, работ или услуг. Отличие знака обслуживания от товарного знака — вместо товаров индивидуали­зирует услуги.

Товарный знак служит средством индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции. Основание правовой охраны товарного знака — свидетельство, выдаваемое па­тентным ведомством. Свидетельство подтверждает приоритет знака и исключительные права его обладателя. Приоритет товарного зна­ка устанавливается по дате подачи первой заявки в патентное ведом­ство любого государства — участника Парижского союза. Класси­фикация товарных знаков:

· по форме выражения — словесные, изобразительные, объем­ные, звуковые, световые, обонятельные, комбинированные;

· по числу субъектов — индивидуальные и коллективные;

· по степени известности — общеизвестные и обычные.

Наименование места происхождения товара — это обозначение, содержащее наименование какого-либо географического объекта и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта признаками.

Основание правовой охраны наименования места происхождения товара — его регистра­ция в патентном ведомстве.

 

Фирменное наименование представляет собой средство индиви­дуализации юридических лиц. Структура фирменного наименова­ния:

· организационно-правовая форма юридического лица;

· собственно наименование.

Фирменное наименование должно быть новым и отличным от других, для того чтобы исключить смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с иными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность.

 








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1378;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.