ПСИХОТЕРАПИЯ И САМОСОЗНАНИЕ
Методы, основанные на внушении, куда входит гипноз, внушение наяву, во сне, убеждение (рациональная психотерапия), воспитание воли и отвлечение от болезненных симптомов, обладают максимальной активностью врача и минимальной самодеятельностью больного. Психоанализ, напротив, вызывает максимальную самодеятельность больного. Промежуточное положение занимают так называемые методы перевоспитания.
Так, в цели психотерапии "гуманистического" направления (Л.Бинсвангер, В.Франкл, А.Маслоу, Дж.Бюдженталь, К.Роджерс) входит оказание помощи пациенту в поиске смысла жизни и самого себя, достижении самоидентичности (аутентичности, генуинности), обретении способности к выбору и ответственности. При этом психотерапевт отказывается от каких бы то ни было манипуляций пациентом и его сознанием; глубокое человеческое общение и личность психотерапевта оказываются основными "средствами", помогающими пациенту осознать самого себя, смысл своей жизни, своих поступков. Можно сказать, что психотерапевты этой ориентации стремятся усилить высший личностный уровень самосознания.
Психоанализ и родственные ему направления исходят из совсем иной модели человека. Однако и в психоанализе, как психотерапевтической системе, фактически реализуется цель усиления личностного уровня самосознания. Если гуманистическая психотерапия в основном апеллирует к настоящему и будущему человека, то психоанализ – к его прошлому, но в целях освобождения от этого прошлого. Переводя неосознаваемые импульсы, коренящиеся в специфических условиях развития человека, в сознание, субъект достигает контроля над ними, т.е. большей власти над самим собой, уверенности в себе. В терминологии З.Фрейда, Эго должно занять место Ид, т.е. бессознательные импульсы должны быть ограничены сознательным контролем. Знаменательно, что хотя и понятия, в которых до сознания субъекта доводятся его собственные неосознаваемые переживания, неосознаваемые причины затруднений или психических травм, были подвергнуты критике не только противниками, но и сторонниками и продолжателями Фрейда, сам психотерапевтический принцип овладения собственной психикой путем анализа генезиса тех или иных симптомов, болезненных проявлений, реакций и т.п. явно оказался продуктивным и вышел за рамки фрейдизма.
При этом если в гуманистической психотерапии в общем предполагается равенство личностей психотерапевта и, клиента в процессе общения, а также фактически и самостоятельность пациента в открытии самого себя, то психоанализ предполагает доминирующую роль психотерапевта, который с помощью интерпретации продвигает самосознание пациента. Впоследствии, в частности в работах К.Хорни, не только переносится акцент на социальные детерминанты внутренних конфликтов, но и придается большее значение процессу самосознания пациента; самоанализ во многом занимает место психоанализа.
Можно выделить и методы групповой психотерапии. Показательны в этом плане концепция и опыт психотерапии К.Роджерса. В своих теоретических воззрениях К.Роджерс близко примыкает к гуманистическому направлению в психологии и психотерапии. Для него, как и для многих других авторов этого направления, основной целью психотерапии является достижение такого изменения самосознания клиента, при котором последний достигает более полного понимания и принятия самого себя (в терминологии Роджерса, конгруэнтности "Я" опыту), большей ответственности за свою жизнь и свои поступки. Во многом сходится К.Роджерс с другими психологами этого направления и в понимании характера психотерапевтического контакта. Так, согласно К.Роджерсу, необходимыми и достаточными условиями эффективности действий психотерапевта являются его установки на переживания клиента (эмпатия), теплое, принимающее отношение к нему и на аутентичное поведение в отношении к клиенту (стремление быть самим собой в процессе психотерапии).
Самосознание и его конкретные состояния, такие, как "раздвоенность", потеря себя, неоправданность собственного "Я", чувство собственной беспомощности, фальшивость самосознания и "Я-образа", деиндивидуация, так же как когнитивная или эмоциональная незрелость, некритичное включение чужеродных элементов в "Я-образ", спутанность идентичности и инфантильная идентификация – все эти явления, или состояния самосознания являются предметом психологического, психотерапевтического воздействия. Это воздействие, однако, не только предполагает самосознание как подлежащий коррекции процесс или структуру, но и опирается на самосознание человека. Можно сказать, что сама жизнь является главным "корректором" самосознания. Психолог, однако, работающий в рамках психологической службы и выступающий как консультант или психотерапевт, не обладает, естественно, возможностями непосредственного вмешательства в сами обстоятельства жизни того человека, который обратился к нему за помощью. Психолог не может создать для своего клиента новую жизнь, которая изменит его самосознание, приведет к развитию личности и переоценке ее прошлого. Ход психологического вмешательства имеет противоположное направление: изменить самосознание так, чтобы сделать человека готовым к новым поступкам, а уж новые поступки закрепят изменения в самосознании.
Самосознание личности, подготавливающее новый уровень деятельности, и является тем процессом, который освобождает личность от фатальной зависимости от ее же собственного прошлого, который позволяет личности достичь новой интеграции прошлого опыта, наличных черт, способностей, ценностей и устремленных в будущее планов.
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Итак, возникновение самосознания связывается с тактильными ощущениями, свойственными человеческому зародышу, с досознательным чувством собственного существования, с проходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребенка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к двум-трем годам, с возможностью выразить свое эмоциональное отношение к окружающему, с переносом знаний, сформированных относительно другого человека, на себя самого, происходящим по мере развития социальной перцепции, интеллекта и сознания ребенка, с возникновением эмпатической способности к усвоению чужой точки зрения и оценок окружающих и, наконец, с возникающей интимизацией, рефлексией и нравственной самооценкой, возникающей в подростковом возрасте.
Психологическая суть образа "Я". Структура образа "Я": когнитивный компонент (характеризует содержание представлений о себе); эмоционально-оценочный (отображает отношение к себе в целому или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в системе самооценок); поведенческий (характеризует проявления первых двух в поведении). "Я-концепция" как динамическая система представлений человека о себе. Слоговые "Я-концепции: которое реальное "Я" (представление о себе в данный момент); динамическое "Я" (то, каким субъект имеет намерения стать); фантастическое "Я" (то, субъект желал бы стать, если бы это было возможной); идеальное "Я" (то, каким субъект, по его мнению, должен стать, ориентируясь на моральные нормы).
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Описание методик.
Использованные в данной работе методики исследования самосознания личности построены на тестировании клиентов. Для тестирования была взята методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев), изучающая эмоционально-ценностный компонент самосознания и проективный тест «Кто Я?» (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация теста Румянцевой) позволяющий изучить содержательные характеристики идентичности личности.
Методика МИС (Пантилеев)
Состоит из 110 не сложных вопросов и таким образом не требует много времени для тестирования. Опросник включает ряд вопросов (в форме возможных убеждений) об особенностях характера испытуемого и распределен по 9 шкалам. На эти вопросы не может быть неправильных ответов т.к. каждый чкловек имеет свою собственную точку зрения. За каждое утверждение «да» ставится знак «+», утверждение «нет» - знак «-». Шкалы: открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение. Оценка результатов проводится в соответствии с ключом. Полученные «сырые» результаты переводятся в стены в соответствии с таблицей.[2]
В опроснике Пантилеева показатель по шкале 1 «внутренняя чесность», «открытость» определяется по сумме балов ответов «+» в вопросах 1,3, 9,53,56,65 и ответов « - » в вопросах 21, 48, 62, 86, 98.
Шкала 1 включает 11 пунктов с такими аспектами образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыим для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания.
Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.
Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.
Шкала 2 «самоуверенность» определяетсяпо сумме балов ответов «+» в вопросах 7,24,30,35,36,51,52,58,61,73,82 и ответов «-» в вопросах 20,80,103.
Шкала содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.
Высокие значения шкалы соответствуют высокому сомнению, самоуверенности, говорит об отсуствии внутренней напряженности.
Низкие значения соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.
Шкала 3 «саморуководство» - сумма балов знака «+» в вопросах 43,44,45,74,76,84,90,105,106,108,110 и «-» в вопросе 109. Отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта является он сам.
Васокие баллы по шкале свидетельствуют, что человек отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.
Низкие баллы свидетельствуют о подвласности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсуствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.
Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение) сумма балов «+» в вопросах 2,5,29,41,50,102 и «-» в вопросах 13,18,34,85. Включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.
Высокие значения шкалысоответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание.
Низкие значения связаны с ожиданием противоположных чувств по отношению к себе от другого.
Шкала 5 «самоценность» - сумма балов «+» в вопросах 8,16,39,54,57,68,70,75,100 и «-» в вопросах 15,26,31.46,83. Отражает эмоциональную оенку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.
Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагагмую ценность своего Я для других.
Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру.
Шкала 6 «самопринятие» - сумма баллов «+» в вопросах 10,12,17,28,40,49,63.72,77,79,88,97.
Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию самим с собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.
Низкий полюс свидетельствует об отсуствии перечисленных качеств – недостаточгом самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.
Шкала 7 «самопривязанность» - сумма балов «+» в вопросах 6,32,33,55,89,93,101,104 и «-» в вопросах 96,107.
Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелание менятся на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания.
Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе.
Шкала 8 «внутренняя конфликтность» - сумма балов «+» в вопросах 4,11,22,23,27,38,47,59,64,69,81,91,94,99.
Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депресивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Черезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммунникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.
Умеренное повышение значений по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознание своих трудностей, адекватном образе Я и отсуствии вытеснения.
Крайне низкие значенияшкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.
Шкала 9 «самообвинение» - Сумма балов «+» в вопросах 14,19.25,37,60,66,71,78,87,92.
Высокие значения говорят о интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержаниюшкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсуствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств.
Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по педыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер
Тест Куна «Кто Я?»
Тест Куна «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть его образом «Я» или « Я концепцией». В течение 12 минут испытуемому необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос «Кто Я?». Каждый новый ответ нужно начинать с новой строки (оставляя некоторое место от левого края листа). Можно отвечать так, как захочется, фиксировать все ответы, которые приходят в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов. Также человеку важно звмечать, какие эмоциональные реакции возникают в ходе выполнения данного задания. Когда клиент заканчивает отвечать, его просят произвести первый этап обработки результатов (количественный), пронумеровав все сделанные отдельные ответы-характеристики. Слева от ответа поставить его порядковый номер, а после этого каждую свою характеристикуоценить по четырёхзначной системе: [2.с.82-83]
«+» - знак «плюс» ставиться, если в целом испытуемому данная характеристика нравится;
«-» - знак «минус», если в целом данная характеристика не нравится;
«±» - знак «плюс-минус» - если данная характеристика нравится, и не нравится одновременно;
«?» - знак «вопроса» - если человек не знает на данный момент времени, как точно он относится к характеристике, и нет пока определенной оценки рассматриваемого ответа.
Знак оценки необходимо ставить слева от номера характеристики. Оценки могут быть как всех видов знаков, так и только одного или двух-трех. После того, как будут оценены все характеристики, испытуемому предлагается подвести итог: сколько всего получилось ответов; сколько ответов каждого знака.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1741;