В РОССИИ ПЕРИОДА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ И КОНТРРЕФОРМ
1861-1895 – разночинский этап революционного движения в России.
Лево-радикальное (революционное) движение
К ним относилась группировка во главе с ведущим публицистом журнала «Современник» Н. Г. Чернышевским. Сторонник социализма и демократии, Чернышевский враждебно относился к помещикам, считал, что отмена крепостного права должна стать как можно менее обременительной для крестьян и что нужно передать им большую часть земли. Неприязнь к компромиссам и ориентацию на народ разделял с Чернышевским его соратник по «Современнику» Н. А. Добролюбов.
Более сдержанную позицию занимал А. И. Герцен, вместе с Н. П. Огарёвым издававший в Лондоне альманах «Полярная звезда» (1855-1868) и газету «Колокол» (1857-1867). К лево-радикальному крылу принадлежал и журнал «Русское слово», возглавляемый Д. И. Писаревым. Писарев и его сторонники стремились освободить человеческую личность абсолютно от всяких стеснений, считали, что ничего не должно стоять над ней. Сторонников Писарева часто называли нигилистами.
Либеральное движение
Виднейшим либеральным публицистом 1850-х начала 1860-х гг. был М. Н. Катков, редактор журнала «Русский вестник». В 1860-1870-е гг. одной из главных баз либерализма стало местное самоуправление – земское течение. В 1860-е гг. сформировалось и олигархическое течение, которое требовало расширить политические права лишь дворянства.
К 1861 г. обстановка в России весьма накалилась. Крестьянство, считавшее, что земля не является дворянской собственностью, испытывало смутное недовольство реформой. Иногда это недовольство прорывалось наружу: происходили беспорядки, завершавшиеся кровавым усмирением (например, в селе Бездна Казанской губернии). Были недовольны реформой и многие помещики.
Очагами либерального движения в 1880-1890-е гг. были земства, университеты, органы печати. В начале царствования Александра III либералы активно выступали за преобразования; главной их целью был созыв общероссийского представительства.
Переход правительства к реакции похоронил надежды либералов, однако они в меру сил пытались отстаивать свои принципы. Главным либеральным органом был журнал М. М. Стасюлевича «Вестник Европы».
Студенческое движение
Особенно чутко реагировала на изменение общественно-политической атмосферы молодёжь.
1861 – волнения в Московском, Санкт-Петербургском и Казанском университетах. В это же время в обществе начали распространяться прокламации, призывавшие к решительным переменам в общественном строе.
05/1862 – огромные пожары в Санкт-Петербурге, виновник которых так и не был найден. Пожары совпали с появлением новой прокламации – «Молодая Россия». Её автор, студент П. Г. Заичневский, призывал к кровавой революции, обобществлению имуществ, ликвидации брака и семьи.
Были арестованы Писарев, Чернышевский.
1862-1864 – существование тайного общества «Земля и воля» (Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, Н. И. Утин, Г. Е. Благосветлов) – Санкт-Петербург. Общество занималось изданием и распространением прокламаций и революционной литературы, имело отделения в ряде городов.
В 1866 г. Д. В. Каракозов, член революционного кружка Н. А. Ишутина, совершил покушение на царя. После этого правительство перешло в наступление не только на радикалов, но и на либералов. «Современник» и «Русское слово» были закрыты. Ряд либеральных государственных деятелей получил ,как уже указывалось, отставку, важнейшие реформы стали подвергаться искажениям и ограничениям, под суровым нажимом оказались земства, печать, студенчество. К началу 1870-х гг. и либеральное, и радикальное движения находились в упадке.
Народничество
Неудачи либералов с их тактикой компромисса и постепенности убеждали молодёжь, что действенными являются лишь радикальные меры. На рубеже 1860-1870-х гг. складывается ряд новых леворадикальных кружков.
1868-1869 – кружок «Народная расправа» (С. Г. Нечаев) – Санкт-Петербург и Москва. Нечаев считал, что революционная борьба оправдывает любые средства – шантаж, обман, провокацию. Чтобы крепче связать, друг с другом членов своей организации, Нечаев заставил их убить одного из участников общества – студента И. И. Иванова, выразившего недовольство нечаевскими методами. После убийства Нечаев бежал в Швейцарию, однако был выдан России как уголовный преступник.
1869-1874 – кружок «чайковцев» (Н. В. Чайковский, С. Л. Перовская, А. И. Желябов, П. А. Кропоткин, С. М. Кравчинский) – Москва. Отвергая нечаевские методы, члены общества сосредоточились на организации кружков самообразования, издании и распространении социалистической литературы.
1872-1873 – кружок А. В. Долгушина – Москва, издательская деятельность.
Приверженцы народнического движения считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна посвятить себя избавлению его от гнёта и эксплуатации. Народ признавался и носителем зачатков нового, справедливого общественного уклада. Будучи социалистами, народники (следуя теориям Герцена и Чернышевского) считали, что Россия перейдёт к социализму, минуя капиталистическую стадию; опорой же для этого послужит крестьянская община, в которой народники видели социалистические черты. Считая главным избавление народа от общественно-экономического гнёта, большинство народников отрицало или преуменьшало значение политической борьбы.
Три течения народников:
бунтарскоетечение – М. А. Бакунин (1814-1876) – он считал, что русский крестьянин по природе — социалист и бунтарь, поэтому интеллигенции достаточно просто обратиться к крестьянству и поднять его на бунт;
пропагандистскоенаправление – П. Л. Лавров, (1823-1900) – он считал, что народ надо готовить к социализму посредством долгой пропаганды;
заговорщицкоетечение – П. Н. Ткачёв (1844-1885) – он считал, что хорошо организованная революционная партия должна захватить власть и, опираясь на неё, внедрить социализм в русскую жизнь.
1874 – I «хождение в народ».Молодая интеллигенция двинулась в деревню. Одни пытались разжечь крестьянский бунт, другие просто хотели лечить и просвещать крестьян. Однако, крестьянство не поднялось на восстание и не проявило стремлений к социализму. Правительство же разгромило «хождение в народ», арестовав множество лиц, к нему причастных.
1876-1879 – Северно-революционная народническая группа (с 1878 – «Земля и воля») – во главе с Г. В. Плехановым, В. Н. Фигнер, А. Д. Михайловым, С. М. Кравчинским и Н. А. Морозовым. Землевольцы решили перейти к более глубокой, «осёдлой» пропаганде, создав в деревне ряд поселений.
1876 – «Казанская демонстрация», молебен за здравие Чернышевского.
1876-1879 – II «хождение в народ».Опять неудача, как и с I хождением.
К концу 1870-х гг. выяснилось, что «осёдлая» агитация оказалась ненамного успешнее «летучей». Всё чаще народники начинают прибегать к террору.
1878 – покушение В. И. Засулич на санкт-петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова (был тяжело ранен), приказавшего наказать розгами политического заключённого.
1878 – покушение С. М. Кравчинского на шефа жандармов Н. В. Мезенцева (был убит) в отместку за казнь революционера, оказавшего вооружённое сопротивление при аресте.
1879 – раскол «Земли и воли» на «Чёрный передел» и «Народную волю».
1879-1882 – существование организации «Чёрный передел» (Г. В. Плеханов, В. И. Засулич). Чернопередельцы пытались продолжать пропаганду, считая, что революция и утверждение социализма должны стать делом самого народа, однако были разгромлены правительством и эмигрировали.
1879-1887 – существование организации «Народная воля»(А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, А. Д. Михайлов). Народовольцы считали, что у социалиста, не желающего отказываться от борьбы за утверждение нового строя, остался один путь – политическая борьба, и одна её форма – террор. После свержения самодержавия народовольцы планировали передать власть Учредительному собранию. Считая самодержавие самодовлеющей, не связанной ни с одним из классов общества силой, народовольцы считали, что убийство царя разрушит политическую систему самодержавия. Народовольцы организовали ряд покушений на царя. Убийство царя не привело, как рассчитывали народовольцы, к разрушению политической системы самодержавия. В то же время умеренные слои, опасаясь общественных потрясений, сплотились вокруг правительства.
1887 – покушение группы санкт-петербургских студентов под руководством А. И. Ульянова на Александра III.
1880-е – внутреннее ослабление и гибель «Народной воли», заметное отступление либеральных и нарастание консервативных стремлений в обществе, подъём либерального народничества (И. И. Каблиц, В. В. Воронцов). Сохранив веру в крестьянскую общину как зародыш социализма, либеральные народники сосредоточились в первую очередь на культурных, просветительских мерах. Взгляды, близкие к народническим, выражал журнал «Отечественные записки» (М. Е. Салтыков-Щедрин и Н. К. Михайловский), а впоследствии – журнал «Русская мысль».
1880-1890-е – уменььшение популярности революционных идей, популярность «теории малых дел», – Я. В. Абрамов утверждал, что задача интеллигенции – помощь крестьянству в преодолении трудностей рыночной экономики через деятельность в земствах. По существу, Абрамов выдвинул идею деполитизированного «хождения в народ» под лозунгом осуществления малых дел ради народа.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 686;