Сплошная коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты.
В 1927 г. в СССР насчитывалось примерно 24 млн. крестьянских хозяйств. 120 млн. членов крестьянских семей составляли абсолютное большинство населения страны. Каждое хозяйство в среднем имело 4-5 га посева, одну рабочую лошадь и одну корову. Среди основных орудий производства сохранялись деревянные сохи, косы и серпы. Лишь 15% хозяйств имели те или иные машины (на конной тяге). Посевную площадь (более 16 га) имели всего 1,4%. крестьянских хозяйств, а от 10 до 16 га -3,7%.
К концу 20-х гг. ситуация в стране была таковой, что требовался экономический рывок. Но без преобразований аграрного сектора было трудно рассчитывать на быструю и эффективную модернизацию народного хозяйства. Конечно, мелкое крестьянское хозяйство не исчерпало своих возможностей, но уровень сельскохозяйственного производства оставался низким и объективно сдерживал экономическое развитие страны.
В рассматриваемый период путь модернизации сельского хозяйства, основанный на развитии в деревне мелкого крестьянского хозяйства в сочетании с широким развитием различных форм кооперации, с соблюдением принципов добровольности и постепенности при всесторонней помощи государства. Этот путь предлагался видными учёными-аграрниками А.В. Чаяновым, Н.Д. Кондратьевым и поддержанный видным партийным деятелем Н.И. Бухариным, но отвергнутый И.В.Сталиным, который стремительно обретал вес единоличного лидера. Сталин был поборником массовой коллективизации крестьянских хозяйств.
На XV съезде ВКП (б) (декабрь 1927г.) было принято принципиальное решение о постепенном переходе распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства (колхозы). При этом съезд высказался против каких бы то ни было мер административного воздействия и принуждения по отношению к крестьянству. В решениях съезда подчёркивалось, что переход к коллективному хозяйству « может происходить только при согласии на это со стороны трудящихся крестьян». Весной 1928 г. Наркомзем РСФСР и Колхозцентр РСФСР составили проект пятилетнего плана коллективизации крестьянских хозяйств. Согласно ему, к концу пятилетки (1933 г.) предполагалось вовлечь в колхозы 1,1 млн. хозяйств (4%). Летом 1928 г. Союз союзов сельскохозяйственной кооперации эти планы увеличил до 3 млн. хозяйств (12%) А утверждённый летом 1929 г. пятилетний план развития народного хозяйства предусматривал уровень коллективизации довести до 4-4,5 млн. хозяйств (16-18% от общего количества крестьянских хозяйств). 5 января 1930 г. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило проект коллективизации, который был опубликован как постановление ЦК партии «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Началась гонка за процентами коллективизации. Например, в Московской области уровень коллективизации вырос с 14,1 до 73,4%, в Нижегородском крае - с 7,1 до 45, 3%, в Татарии - с 3,6 до 73,9%, в Башкирии - с 24,0 до 76,5%.
Руководство страны было завалено письмами крестьян о перегибах в коллективизации, раскулачивании, налоговой политике. С осени 1929 г. до весны 1930 г. на имя Сталина поступило 50 тыс. писем. Кроме того, на имя председателя ВЦИК СССР М.И. Калинина за это же время пришло около 85 тыс. жалоб. Сталин не только не реагировал на жалобы, но и сам побуждал местные органы власти форсировать коллективизацию. Зимой 1930 г. под административно-репрессивным воздействием темпы коллективизации резко ускорились.
Крестьяне, конечно, не взирали спокойно на административный произвол, прибегали к активным формам сопротивления. Масштабы крестьянского сопротивления коллективизации и раскулачиванию были впечатляющими. Если за весь 1929 г. произошло 1307 крестьянских выступлений с числом участников около 300 тыс. человек, то только за три месяца 1930 г. (январь-март) произошло более 2700 массовых выступлений (без Украины), в которых было свыше 1 млн. участников. Это означало по сути дела начало гражданской войны, спровоцированной советским партийно-государственным руководством.
Перед лицом крестьянской войны сталинское руководство решило сманеврировать. 28 февраля 1930 г. Политбюро ЦК ВКП (б) поручило Сталину выступить со статьёй против перегибов, которая была опубликована 2 марта («Головокружение от успехов»). Однако вместо объективного объяснения причин перегибов Сталин всю вину взвалил на местных работников, обвинив их в головотяпстве. При этом, как показали дальнейшие действия руководства страны, оно не отказалось от продолжения массовой коллективизации. В соответствии с решениями декабрьского (1930 г.) Пленума ЦК ВКП (б) предполагалось довести удельный вес коллективизированных крестьянских хозяйств в 1931 г. до 80% в основных зерновых районах, и до 50% -в остальных районах. А в целом по стране уровень коллективизации обеспечить на уровне не менее половины всех крестьянских хозяйств. Одновременно проводится политика так называемого раскулачивания. Цели, которые при этом преследовало государство, были очевидны: 1) разобщить деревню и «сломать» сопротивление коллективизации; 2) решить проблему аграрного перенаселения центральных районов страны; 3) направить трудовые ресурсы в необжитые и малонаселённые регионы; 4) обеспечить гигантские стройки пятилетки дешёвой рабочей силой.
К концу 1930 г. число раскулаченных превысило 700 тыс. человек, к концу 1931 г. - 1 млн. 800 тыс. человек. Переселение такого количества людей в нашей стране не могло не сопровождаться самой дикой неразберихой: не хватало вагонов, срывались графики движения поездов, принимающие регионы не готовы были принять в таком количестве и хоть как-то обеспечить их обустройство на новом месте.
Нарушение принципа добровольности, принудительное обобществление скота, игнорирование материальной заинтересованности крестьян, крайне тяжёлое экономическое положение колхозов - всё это привело в первой половине 1932 г. к массовым выходам крестьян из колхозов. В республиках Средней Азии и Казахстане коллективизация сопровождалась насильственным переводом кочевых народов на оседлость. В конечном итоге, это привело к массовой откочёвке из районов коллективизации хозяйств, причём, не только в другие районы, но и за границу. (Китай, Афганистан). Так, из Казахстана откочевало около 400 тыс. хозяйств, т.е. не менее 75% имевшихся к концу 20-х гг. кочевых и полукочевых хозяйств. Поголовье скота за три года сплошной коллективизации (1929-1932 гг.) сократилось с 36-40 млн. голов до 4млн.
Политика принудительной коллективизации продолжалась. К концу 1932 г. было коллективизировано почти две трети крестьянских хозяйств и обобществлено около четыре пятых посевных площадей. Исходя из этих формальных показателей январский (1933 г.) Пленум ЦК ВКП (б) сделал вывод, что к концу первой пятилетки была решена «историческая задача перевода мелкого, индивидуального раздробленного крестьянского хозяйства на рельсы социалистического крупного земледелия».
Сплошная коллективизация крестьянских хозяйств предполагала достижение ряда целей:
1. Наладить бесперебойный канал перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации. Обычными экономическими методами (организация правильного товарообмена между городом и деревней, разумная налоговая политика, поддержка всех видов кооперации) сталинское руководство считало достижение этой цели слишком неэффективным.
2. Ликвидировать кулачество как социальной слой, незаинтересованный в победе социализма.
3. Ликвидировать аграрное перенаселение интенсивным перемещением части сельских жителей в города и вовлечение их в промышленность.
Итоги коллективизации.
1.Колхозы стали удобной формой для осуществления командно-административного руководства сельским хозяйством, изъятия максимальных объёмов сельскохозяйственной продукции, перекачки средств из деревни в промышленность. Такая «эффективность» советского аграрного строя обуславливалась многочисленностью крестьянства, его терпением и жёстким административным режимом. Высшее руководство страны через районные комитеты партии и председателей колхозов, членов партии, детально регламентировало проведение всего цикла сельскохозяйственных работ (от сроков посева до распределения собранного урожая).
Общие объёмы сельскохозяйственной продукции выросли незначительно: в 1909-1913 гг. в среднем за год собиралось 65, 2 млн. тонн зерновых, в 1924-1928 гг. - 69, 3 млн. тонн, а в 1936-1940 гг.-77, 4 млн. тонн (притом, что посевные площади увеличились на одну треть). Одновременно государственные закупки с 9,5 млн. тонн (1924-1928 гг.) поднялись до 30, 8 млн. тонн в среднем за год (1936-1940 гг.).
Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства были значительно ниже рыночных и производственных затрат (себестоимости). Было установлено определённое количество дней, которые должен был отработать каждый колхозник в колхозе (обычно от 100 трудодней).
2. Использование большого количества тракторов, комбайнов, другой техники с трудом восполняли людские потери села. От массового голода в 1932-1933 гг. на Украине, Северном Кавказе, в Поволжье, на Южном Урале, Казахстане, по разным подсчётам погибло от 3 до 7 млн. человек. В этих регионах, несмотря на плохой урожай, в порядке обязательных поставок почти всё продовольствие было изъято.
3. В процессе коллективизации все виды кооперации, кроме производственной (колхозы) и промысловой (рыболовецкие, охотничьи, артели) были ликвидированы.
4. Самым главным результатом коллективизации стало коренное изменение социального статуса крестьян. Крестьяне с 30-х гг. перестали быть хозяевами земли, продуктов своего труда, утратили стимулы к труду и превратились в сельскохозяйственных рабочих, фактически крепостных государства. Произошло полное подчинение всех сторон сельской жизни партийно-государственному руководству. До 1974 г. колхозники не имели паспортов, были прикреплены к месту жительства. Недаром ВКП (б) в крестьянской среде расшифровывали как «второе крепостное право большевиков».
В результате коллективизации установилась система «военно-феодальной эксплуатации» деревни государством, которая на протяжении десятилетий вполне устраивала партийно-государственную верхушку.
Литература
1.Фортунатов, В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В. Фортунатов. - СПб.: Питер, 2012.- С. 325-328.
2. Ивницкий, Н.А. Коллективизация и раскулачивание в начале 30-х годов / Н.А. Ивницкий // Судьбы российского крестьянства. - М.: РГГУ, 1995. - С.249-295.
3. История России: учебное пособие. В 3-х ч. / А.А. Андросов, В.В. Бабашкин, Д.И. Баракови др. / под общ. ред. Л.В. Бочковой. - М.: РГАЗУ, 2009. - Ч. 2 - С.60-74.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 560;