Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол.
В 1645 г. после смерти царя Михаила на престол вступил его сын Алексей. Правителем страны стал воспитатель Алексея боярин Морозов. Все важнейшие государственные должности занимали родственники и ставленники Морозова, используя власть в личных целях.
Правительство облагало население большими податями на содержание стрелецкого войска, почтовой службы и других государственных ведомств. В черту городов входили принадлежавшие боярам и духовенству белые слободы, жители которых налогов не платили. Богатые купцы и стрельцы тоже освобождались от налоговых платежей. Вся тяжесть финансовых повинностей ложилась на плечи мелких ремесленников, лавочников и других посадских людей. В 1646 г. правительство установило высокий налог на соль. Соль после этого подорожала так, что стала беднякам не по карману.
Во многих городах России росло возмущение посадских людей произволом бояр, купцов и царских чиновников В 1648 г. вспыхнуло восстание в Москве, население которой особенно страдало от Морозова и его помощников.
Под влиянием московских событий вспыхнули восстания в Сольвычегодске, Устюге Великом, Воронеже и других городах. Царское правительство пошло на некоторые уступки. Были отстранены от власти наиболее ненавистные народу ставленники Морозова. Временно прекратились наказания за неуплату налогов. Население белых слобод включили в посады и обязали платить налоги. Стрельцам повысили жалование.
В начале 1650 г. правительство организовало в Пскове и Новгороде закупку хлеба для Швеции. Резкое повышение цен на хлеб ухудшило положение посадских людей, и они восстали. Ремесленники, мелкие лавочники, стрельцы, черно-рабочие Пскова и Новгорода потребовали прекращения вывоза хлеба, разгромили дома богатых бояр и купцов. Управление в городах перешло в руки выбранных народом старост. Через месяц в Новгород пришли правительственные войска и подавили восстание.
В Пскове народное правительство организовало оборону города. Восставших поддержали крестьяне окрестных деревень. Карательные войска не смогли проникнуть в город. Шесть месяцев Псков был народной республикой. Царское правительство послало делегацию для переговоров с мятежным городом. Среди псковичей произошел раскол. Псковские бояре, дворяне, купцы и духовенство выступили против посадских людей. В результате переговоров правительство отозвало войска, а псковичи согласились на восстановление власти воеводы. Руководители восстания с семьями переселены в Новгород.
Россия тринадцать лет воевала с Польшей. Война разорила страну. Правительство значительно повысило налоги и беспощадно выколачивало средства из обедневшего населения. В целях пополнения доходов оно стало выпускать медные деньги вместо серебряных. Налоги собирали серебряными деньгами, а ремесленникам платили медными. Некоторые бояре и купцы стали перечеканивать медные вещи в монеты. Даже тесть царя боярин Милославский начеканил 120 тысяч медных рублей. Медные деньги быстро обесценивались. Цены на продовольствие и другие товары выросли в несколько раз. Посадские люди разорялись и голодали.
Утром 25 июля 1662 г. на улицах Москвы на столбах появились письма. В них многие придворные бояре назывались изменниками, обвинялись в связи с польским королем и в выпуске медных денег. Москва загудела, как растревоженный улей. Несколько тысяч москвичей пришли к царскому дворцу в село Коломенское. Царь Алексей распорядился вызвать полки стрельцов, а сам начал переговоры с восставшими. Он обещал расследовать обвинение бояр в измене. Поверив царю, москвичи повернули обратно. По дороге они встретились с огромным потоком возбужденных людей, которые двигались в Коломенское. Многие из возвращавшихся присоединились к ним.
Царь опять вышел к народу и начал переговоры. Но когда прибыли стрелецкие войска, он приказал всех (бить и рубить до смерти). Стрельцы бросились на безоружную толпу. Было убито несколько тысяч человек.
В 1649 г. Земский собор принял новый сборник законов (Уложение). По настоянию дворян в него были внесены статьи о полном закрепощении крестьян. Все крестьянские семьи, жившие на земле бояр-вотчинников и дворян- помещиков объявлялись вечной собственностью землевладельцев. Они лишались права уходить от своих господ даже в Юрьев день. Феодалам разрешалось искать и возвращать беглых крестьян в течение неограниченного срока.
Положение крестьян резко ухудшилось. Вотчинники и помещики увеличивали барщину и оброк, жестоко наказывали крестьян за малейшую провинность, в ответ на это крестьяне восставали, убегали на Урал, в Сибирь, на юг, на Дон, где еще были свободные земли, не принадлежавшие помещикам.
По берегам Дона жили вольные люди - казаки. Царское правительство использовало их для защиты южных границ от соседних государств. Зажиточные домовитые казаки занимали все командные должности в Донском войске. Голутвенные казаки - это голытьба, беднота, в большинстве своем состоявшая из недавно пришедших на Дон беглых крестьян и холопов.
В конце 60-х гг. предводителем голутвенных казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Он родился в 1630 г. в семье домовитого казака. Разин не раз участвовал в столкновениях с крымскими татарами и турками. Дважды ходил на богомолье в северный Соловецкий монастырь, прошел пешком через всю страну, видел страдания городской бедноты и крепостного крестьянства.
Весной 1667 г. Степан Разин организовал поход голутвенных казаков (за зипунами), то есть за добычей. В его отряде насчитывалось 2000 человек. На больших лодках-стругах разинцы вышли на Волгу. Они напали на караван торговых и царских судов, начальников повесили, ссыльных, которых везли в Астрахань, освободили, купеческие товары взяли себе. Затем разинцы вышли в Каспийское море, поднялись по реке Урал и овладели Яицким городком. Прозимовав в нем, в марте 1668 г., отряд Разина направился в Персию. Разинцы разорили Дербент и другие города на западном берегу Каспийского моря. Разгромив невольнические рынки, они тысячам рабов даровали свободу.
Вскоре отряд Разина вернулся на Дон и расположился на острове под городом Кагальником. Слава о смелом атамане, который заступается за бедных людей, разнеслась по всей стране. В Кагальник стали стекаться голутвенные казаки, беглые крестьяне, холопы и городские бедняки. Степан Разин организовал подготовку к новому походу, но уже не за добычей, а против бояр, помещиков, купцов, царских воевод. Весной 1670 г. семитысячный отряд Разина вышел на Волгу.
Царицыном Разин овладел без боя. Жители города ночью открыли ворота и впустили разинцев. Из Астрахани против Разина выступил царский воевода князь Львов с большим войском. Степан Разин поспешил к нему навстречу. Под Черным Яром они встретились. Стрельцы перебили своих командиров и присоединились к Разину.
Взяв Астрахань, Разин пошел вверх по Волге. По городам и селам он рассылал письма, в которых призывал народ к уничтожению бояр, дворян, купцов и царских воевод. Повсюду начались восстания. Восстали народы Поволжья: мордва, чуваши, татары. Жители Саратова и Самары встретили Разина как освободителя: колокольным звоном и хлебом-солью. Движение, начатое Разиным, превратилось в большую антифеодальную народную войну.
Степан Разин с 20- тысячным войском осадил Симбирск (ныне Ульяновск). Сюда подошли царские войска. Произошла кровопролитная битва. Степан Разин сражался в первых рядах и был тяжело ранен. Товарищи вынесли его с поля боя на струг. Повстанцы потерпели поражение. Степан Разин ушел на Дон, чтобы пополнить свой отряд.
Крестьянская война продолжалась. Постепенно правительственные войска разгромили все отряды повстанцев. Царские воеводы жестоко расправлялись с участниками народного движения.
Степан Разин был схвачен на Дону в апреле 1671 г. Выдали его богатые казаки. Разина заковали в цепи. Его казнили на Красной площади 6 июня 1671 г.
Раскол в русской церкви
В XVII в., когда русская церковь достигла наибольшего величия и расцвета, в ней произошел раскол, разделивший русских людей. Это трагическое событие случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII в. Патриарх Никон стал вводить в русскую церковь новые обряды, новые богослужебные книги и другие новшества, без одобрения собора, самовольно. Это и послужило причиной церковного раскола. Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами». Сами же последователи Никона, пользуясь государственной власть и силой, провозгласили свою церковь православной, или господствующей, а своих противников стали звать оскорбительной и принципиально неверной кличкой «раскольники». На них они свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам, ни в чем не изменив своей родной православной церкви. Поэтому они справедливо называют себя православными старообрядцам, староверами или древлеправославными христианами.
В старину не было типографий, книги переписывались. В России богослужебные книги писались в монастырях и при епископах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начала действовать типография. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.
Совсем иначе повелось исправление при патриархе Никоне. На соборе в 1654 г. было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанными в иезуитских типографиях Рима, Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.
Отсюда можно заметить, что деятельность Никона и его единомышленников свелась не к исправлению древних книг, а к их изменению, а точнее говоря, - к порче. За изменением книг последовали и другие церковные нововведения.
Таким образом, Никон и его помощники дерзко посягнули на изменения церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной церкви, принятых от греческой церкви при крещении Руси.
Кроме самого факта изменения древних книг и обычаев церковных, резкое сопротивление в народе вызвали те меры, с помощью которых патриарх Никон и поддерживающий его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, которые не соглашались с церковными нововведениями и искажениями.
В сущности, Никон и его помощники ругали и даже проклинали русскую церковь не за ереси и погрешности, а за совершенно православное исповедание веры и за древние церковные предания. Эти действия Никона и его единомышленников сделали их в глазах русского благочестивого народа еретиками и отступниками от святой церкви.
Споры между сторонниками старых обрядов и никонианцами носили очень острый характер. Проведение реформы поддержало царское правительство. Однако движение старообрядцев продолжалось. К нему примкнули некоторые бояре. Они использовали это движение для защиты старины, для ослабления централизованной власти царя. Для многих крестьян и посадских людей старообрядческое движение явилось формой протеста против крепостничества и произвола царских воевод.
Усилению движения старообрядцев способствовал конфликт между царем и патриархом. Никон считал духовную власть выше светской. Патриарх вмешивался в дела правительства. Стремление Никона встать над царской властью вызвало недовольство Алексея. В 1658 г. Никон публично в Успенском соборе обвинил царя в пренебрежении к церкви и патриарху. Он удалился в Воскресенский монастырь., рассчитывая, что Алексей будет просить у него прощения. Но царь поставил вопрос об избрании патриарха. В 1666 г. Церковный собор лишил Никона сана патриарха и сослал в монастырь, где он умер в 1681 г.
Царь разрешил некоторым противникам Никона, в том числе Аввакуму, вернуться из ссылки в Москву. Борьба старообрядцев против никонианства усилилась. Но в 1667 г. Церковный собор предал анафеме всех противников реформы и передал борьбу с ними светским властям. По всей стране запылали костры, на которых сжигали ревнителей старых обрядов, как еретиков. Протопоп Аввакум был заточен в земляную тюрьму, а в 1681 г. сожжен на костре. Выступившую в защиту старообрядческой церкви боярыню Морозову подвергли жестоким пыткам и посадили в земляную тюрьму.
Преследуемые царскими властями, лишенные возможности иметь свои храмы, старообрядцы уходили в леса за Волгу. Они жили религиозными общинами в скитах, построенных из дерева и земли. Правительственные воеводы устаивали облавы на поселения раскольников. Они ловили проповедников старой веры и сжигали на кострах. Часто руководители старообрядческих общин при приближении военных отрядов склоняли своих последователей к самосожжению. Тогда все члены общины, от стариков до младенцев, собирались в молельню, поджигали ее и с пением молитв гибли в огне. В таких коллективных кострах за 1675-1695 гг. сгорело 20 тысяч человек.
Несмотря на жестокие преследования старообрядцев, правительству не удалось преодолеть раскол русской церкви. В последующие годы старообрядческое движение продолжалось. В нем участвовали многие крестьяне, ремесленники, купцы. Правительство вынуждено было признать за старообрядцами право на существование. Им разрешили иметь в городах свои церкви, кладбища. Так в России образовалось два направления православия: старообрядческое и никонианское.
Литература
1.История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. - М.: Проспект, 2011. - С. 112 - 116.
2. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учеб. для вузов / Н. И. Павленко. - М.: Высш. шк., 2004. - С. 204 -215.
3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. В 2 т. / под ред. А. Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2009. - Т. I. - С. 316-318, 333 - 343.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 723;