С позиций современной биоэтики
«К своим коллегам я буду относиться, как к братьям» - клятва Гиппократа задает нам тон высоких отношений, хотя от врачебного братства времен Гиппократа, составляющего в античном обществе почти жреческую группу, связанную полумистической религиозной приверженностью богу врачевания Асклепию, уже давно ничего не осталось.
В наши дни ряды медицинской профессии объединяют мужчин и женщин самых разных возрастов, религиозных убеждений, культурных и семейных традиций. Однако всех объединяет приверженность единому этическому кодексу, который превыше национальных границ и религиозной принадлежности. Этот кодекс - Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации. Фундаментальный принцип этого кодекса гласит: «Заботиться, прежде всего, о здоровье моего пациента».
Таким образом, врач в первую очередь должен руководствоваться интересами пациентов, а не коллег. Однако отсюда не следует, что лояльность по отношению к коллегам ничего не значит. Рядовые члены общества часто подозревают, что профессионалы больше заботятся о представителях собственной профессии в ущерб пациентам и клиентам или, по известному выражению Джорджа Бернарда Шоу, «всякая профессия есть заговор против непосвященных». Иногда у таких подозрений бывают веские основания. Та частая практика сокрытия врачебных ошибок коллегами, отказ от обсуждения уровня квалификации других врачей, и качества их рекомендаций, встречается в обществе весьма часто, впрочем, как и пренебрежительные, уничижительные отзывы одних докторов о других.
Как выработать ту линию, золотую середину, которая позволит избегать обеих нежелательных крайних точек? Длительное время это пыталась сделать врачебная деонтология, закрытая этика медицинского сообщества. Даже в наиболее заметных работах данного направления глава о взаимоотношениях внутри медицинского сообщества могла претендовать скорее на тот или иной уровень морализаторства, без четкого обоснования и этического анализа (в оправдание нужно сказать, что сама по себе деонтологическая этика профессионального сообщества предопределяет морализаторский стиль). Наиболее часто упоминаемые тезисы: уважение друг к другу, коллегиальность, необходимость диалога, сотрудничества в сложных случаях, и противодействие врачебным ошибкам путем их беспристрастного обсуждения.
Современный подход описывает ситуацию необходимого взаимодействия более сурово. Так, подчеркивается, что поскольку врачебная деонтология корпоративна, то нередко лояльность по отношению к профессии и коллегам может приводить к ущербу пациентам, особенно если она ведет к сокрытию некомпетентности и плохой работы коллег. Однако если нет лояльности по отношению к коллегам, то высоко вероятна изоляция такого врача, его сугубо индивидуальная работа, без контактов с теми, кто обладает компетентностью в разных областях медицины, а врач-одиночка может быть опасен для больного. Обеспечение здоровья людей есть тяжелая работа, требующая от врача эмоциональных и интеллектуальных усилий, коллеги необходимы как среда для обсуждения сложных случаев, рассмотрения альтернативных вариантов диагноза и лечения, получения новой информации, да и просто как группа социальной поддержки.
Способы обеспечения такого рода совместной работы безусловно созданы и в Западных странах их воплощают профессиональные ассоциации, последние настолько развиты и представляют собой такую серьезную силу, что во многих странах (в первую очередь в США) невозможно получить лицензию на врачебную деятельность, не имея разрешения ассоциации. Объединение в такую ассоциацию предполагает, кроме того, обязательное следование ее членов определенному этическому кодексу, составленному с учетом всех последних веяний биомедицинской этики. В структуре ассоциаций обязательны этические комитеты, предназначенные для разрешения сложных в этическом отношении ситуаций.
Необходимо также отметить, что ассоциация как общественная структура обязательно имеет в числе своих целей связь с общественностью, повышение общественного реноме профессии, поэтому она обеспокоена соблюдением общественно значимых этических норм, а не только корпоративных интересов, но поскольку члены ее все-таки профессиональные врачи, то способы разрешения сложных моральных коллизий будут выбираться щадящие, не разрушительные, учитывающие специфику работы врача данной специальности. Полагаем, что развитие профессиональных ассоциаций и работа этических комитетов в их составе и есть тот путь, который позволит заметно более эффективно повышать этический компонент в медицинской деятельности, во всяком случае точно более эффективно, нежели призывы к соблюдению этики, сколь бы авторитетными не были их авторы.
На современном этапе правила медицинской деонтологии также имеют право на существование и не мешают генеральной линии развития этического компонента врачебной деятельности. При этом сама деонтология также претерпевает изменения. Так, весьма значительное внимание уделяют проблемам медицинской иерархии, отношению с руководством, автономии каждого врача, построению взаимодействия со специалистами других профилей и средним и младшим медперсоналом. Часто подчеркивается, что собственная ответственность врача за принятые решения, за своих пациентов много важнее, чем следование советам старших по статусу или опыту в рамках часто жесткой иерархии медицинских учреждений. Желательно также умение врача слушать и слышать мнение смежных специалистов о больном. Число таких специалистов растет сейчас повсеместно: психологи, социальные работники, специалисты, проводящие инструментальные обследования. Безусловно, суждения и опыт профессионала достойны уважения и не должны подвергаться влиянию несведущих посторонних лиц, но отсюда не следует, что полная независимость профессионала наилучшим образом гарантирует соблюдение интересов пациента. Напротив, сложность медицинских вмешательств требует взгляда на пациентах с самых разных точек зрения, и во многих случаях мнение медсестры или социального работника может внести необходимые коррективы в узкомедицинский подход.
Идеальные взаимоотношения между коллегами-медиками и в целом между работниками здравоохранения должны строиться на основах взаимной поддержки и честной критики. Современный профессионал несет ответственность и перед коллегами, и перед обществом, которое предоставляет профессии такую привилегию, как саморегулирование. Оно включает как систематический контроль деятельности каждого, осуществляемый коллегами, так и готовность пройти проверку своих решений в междисциплинарном контексте. Здоровью пациентов часто угрожают как профессиональный «шовинизм», так и межпрофессиональная вражда. И напротив, когда принимается подход, предполагающий тщательное обсуждение конкретных случаев из практики и свободную коммуникацию между медицинскими работниками разного уровня и разного профиля, вероятность того, что нужды пациента будут восприняты и удовлетворены, намного возрастает.
ТЕМА 3
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 635;