ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.), когда в его недрах получает все более заметное развитие буржуазный уклад. Зарождение новых производительных сил и производственных отношений обусловливает возникновение (со второй половины XV в.) и развитие естественных наук, появление новой гуманистической культуры. Это выражается прежде всего в возникновении нового, более реалистического взгляда на природу и человека. Культура эпохи Возрождения носит яркий антифеодальный, антицерковный и гуманистический характер.

Возникают антифеодальные движения, направленные против господствующей католической церкви, проходившие еще под религиозными знаменами (лютеранство, кальвинизм и др.). Эпоха Возрождения породила в странах Западной Европы величайший подъем искусства (Данте, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и др.).

Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н. Коперника, подрывавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составившая целую революцию в естествознании, получившую название коперниканской.

Новый социально-экономический уклад и гуманистическая культура обусловили усиление материалистической тенденции, выразившейся прежде всего в появлении пантеистических учений. Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к материализму.

Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464) утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений. В философии Кузанского возникли важные элементы диалектики, прежде всего учение о «совпадении противоположностей», которое философ обосновывал преимущественно на материале математики. Однако понимание совпадения противоположностей в высшем единстве мира достигается, по Кузанскому, не логическим, а интуитивным путем. Зачатки диалектики во взглядах философа не получили еще вполне рациональную форму.

Глубокое материалистическое содержание имела пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600), основывающаяся на учении Коперника. Бруно решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею «двойственности истины», т.е. признание сосуществования религиозной и научной «истин». Он считал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Согласно Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна. Солнечная система - это один из бесконечного множества миров. Философ пошел дальше Коперника, считавшего Вселенную конечной.

Бруно рассматривал Вселенную как единую материальную субстанцию, обладающую одушевленностью. При этом субстанция объединяет в себе причину и начало вещей, является активной, включает в себя форму. Субстанция обладает «душой», проявляющейся во «всеобщем уме» мира. Формы вещей - это их «души». Однако Бруно считал, что все вещи одушевлены лишь в возможности, актуальной одушевленностью обладают лишь некоторые природные существа.

С идеей всеобщей одушевленности, которая объясняет активность материи, связаны элементы диалектики в воззрениях Бруно, прежде всего идея «совпадения противоположностей».

В эпоху Возрождения появляются учения утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла).

 

МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ И








Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 423;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.