Население обычно определяется как совокупность индивидов, проживающих в определенное время на территории конкретного государства и подчиненных его юрисдикции.
В состав населения любого государства входят граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства (апатриды). Иногда выделяют и промежуточную группу – лиц, имеющих двойное гражданство (бипатриды). Однако чаще всего данные лица входят в первую группу, т.е. граждан определенного государства.
Правовой статус населения определяется прежде всего нормами внутригосударственного права. Вместе с тем имеется немало проблем, связанных с населением, которые издавна регулируются нормами обычного и договорного международного права. По мере развития политических, социально-экономических культурных, научно-технических связей между государствами возрастает число вопросов, связанных с населением, по которым государства осуществляют взаимовыгодное сотрудничество. В настоящее время вопросы правового статуса населения и по внутригосударственному, и по международному праву решаются в контексте обеспечения прав и основных свобод человека.
С незапамятных времен государства осуществляют сотрудничество по вопросам гражданства и правового статуса иностранцев. Объясняется это заинтересованностью государств в защите прав своих граждан, находящихся за границей. Вместе с тем международное общество стремилось также обеспечить правовую защищенность и иностранцев. Это требовали прежде всего постоянно развивающиеся международные торгово-экономические отношения.
Международно-правовая база относительно вопросов гражданства довольно обширна и включает ряд конвенций и международных договоров по различным проблемам, связанным с институтом гражданства. Основными из них являются: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о гражданстве Страсбург, 6 октября 1997 г., Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г., Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г., Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства, Конвенция о равноправии граждан государства иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения № 118, а также Протокол касающийся конкретного случая безгражданства от 12 апреля 1930 г., Специальный Протокол касающийся безгражданства и ряд иных актов международного характера.
В отечественной науке международного права и законодательстве по вопросам гражданства есть много определений института гражданства, но, как считается, все они грешат определенной неполнотой, а иногда и противоречивостью.
Статья 2 Европейской конвенции о гражданстве дает следующее определение гражданству: «гражданство» означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица.
Суть политико-юридического статуса лица как гражданина конкретного государства состоит в участии индивида в делах по управлению обществом и государством, активном пользовании своими правами и добросовестном исполнении обязанностей, возложенных на него законом. Причем, установление такого статуса, является исключительной прерогативой данного государства. Но в некоторых случаях, это порождает коллизию норм о гражданстве различных государств, которая может найти свое разрешение только на уровне международного права посредством заключения соответствующего соглашения между заинтересованными государствами. Прежде всего, это касается ситуации двойного гражданства в силу законодательства о гражданстве государств, каждое из которых признает данного индивида своим гражданином. В принципе, оба такие государства обычно не признают принадлежность данного индивида к гражданству иного государства. Но это лишь осложняет его положение, поскольку, находясь в границах юрисдикции одного государства, индивид может быть привлечен к ответственности за некоторые деяния, которые он совершил в пределах территории иного государства в качестве его гражданина. Поэтому заинтересованные государства заключают, иногда соглашения о ситуации двойного гражданства, чтобы минимизировать последствия такой ситуации для индивида либо вообще ее исключить.
В доктрине международного права и национальном законодательстве некоторых государств вместо термина «гражданство», используется термин «подданство», причем в качестве совершенно равнозначных. Как представляется, эти термины не являются равнозначными. Подданство отличается от гражданства прежде всего тем, что оно:
· во-первых, является институтом монархического государства и обозначает политико-правовую связь подданного с монархом;
· во-вторых, такая правовая связь характеризуется не взаимным и равнообязанным, как при гражданстве, а односторонним характером: подданный несет перед монархом только обязанности, а монарх по отношению к индивиду имеет только права;
· в-третьих, в исторической ретроспективе институт подданства предшествовал возникновению института гражданства, который впервые появляется в эпоху буржуазных революций.
Следует учитывать, что в некоторых современных монархиях институт подданства там, где он еще официально существует, ничем не отличается от института гражданства. Так, например, в Акте о британском подданстве от 30 июля 1948 года ( п. 2 статьи 1, часть 1) указывалось: «выражение «британский подданный» и выражение «гражданин Содружества» имеют одно и то же значение». В большинстве же государств с монархической формой правления используется понятие гражданства.
Относительно гражданства могут быть выделены правовые состояния индивида, находящегося в любое время на территории конкретного государства.
Гражданин (патрид) – это лицо, которое имеет доказательства принадлежности к гражданству данного конкретного государства.
Лицо без гражданства (апатрид, аполид) – это лицо, находящееся на территории конкретного государства, которое не имеет доказательств принадлежности к гражданству какого-либо государства вообще.
Лицо с двойным или множественным гражданством (бипатрид) – это лицо, имеющее доказательство принадлежности к гражданству двух и более государств. В этом случае таким доказательством выступают паспорта гражданина двух или нескольких государств. При этом иногда возникает необходимость определения эффективного гражданства, что особенно важно в коллизионном праве при участии таких лиц в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом (гражданских, семейных, трудовых и др.).
Иностранный гражданин – это лицо, находящееся на территории конкретного государства, не являющееся его гражданином, но имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства. В качестве такого доказательства выступает паспорт гражданина (подданного) иностранного государства.
Национальное законодательство многих государств различает несколько категорий иностранцев: постоянно проживающих на территории государства; временно пребывающих в государстве; обладающих дипломатическим иммунитетом; беженцев и др., правовое положение каждой из которых имеет свои особенности.
Таким образом институт гражданства в международном праве занимает немаловажное место. Именно категория гражданство раскрывает суть связей отдельной личности и государства. Граждане отдельно взятого государства должны находиться под его защитой, а государство обязано предоставлять такую защиту своим гражданам. Однако и государство вправе требовать выполнения определенных условий (обязанностей) со стороны своих граждан.
5.3. Приобретение и утрата гражданства: международно-правовой аспект
Приобретение гражданства. В соответствии со ст.1 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. «государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному на его территории, которое иначе не имело бы гражданства. Такое гражданство предоставляется:
1. при рождении, в силу закона, или
2. по ходатайству перед соответствующими властями заинтересованным лицом или от его имени в соответствии с законом государства».
Таким образом международному праву известны следующие способы приобретения гражданства:
· филиация;
· натурализация (укоренение);
· оптация и трансферт;
· смешанная система приобретения гражданства.
Филиация (от лат. Filius- сын)- приобретение гражданства по рождению. В порядке филиации гражданство приобретается на основании двух принципов:
· гражданство по принципу «права почвы» (jus soli) означает, что ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился. При этом гражданство его родителей не имеет значения;
· гражданство по принципу «права крови» (jus sangvinium)- здесь ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения. Существует две концепции «права крови». Первая из них основана на принципе «единства семьи», т.е. на главенстве в семье мужчины. Ее смысл состоит в том, что при различии гражданства родителей ребенок следует гражданству отца, и лишь внебрачный ребенок приобретает гражданство матери. Вторая концепция основана на равноправии родителей и, согласно ей, ребенок при разном гражданстве родителей получает гражданство отца или матери.
Однако при реализации принципа крови могут возникнуть определенные сложности, которые по-разному разрешаются в законодательстве о гражданстве различных государств. В частности, это относится к случаям, когда родители ребенка являются гражданами различных государств.
В соответствии со ст.2 Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 «найденыш, находящийся на территории договаривающегося государства, поскольку его место рождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства», в развитие этих положений ст.3 данной Конвенции регламентирует случаи рождения ребенка на морском или воздушном транспорте за пределами определенного государства: «В целях определения обязательств договаривающихся в соответствии с настоящей Конвенцией государств рождение на судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории того государства, под флагом которого это судно плавает, или на территории того государства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован, в зависимости от обстоятельств».
Приобретение гражданства по рождению следует отличать от определения принадлежности к гражданству. Принадлежность к гражданству определяется законом путем установления круга лиц, считающихся гражданами данного государства или признающихся его гражданами.
В законах о гражданстве многих государств, в том числе и государств СНГ, нормы о принадлежности к гражданству данного государства тесно взаимосвязаны с нормами о приобретении гражданства.
Принадлежность же к гражданству определенного круга лиц (все постоянно проживающие в стране и некоторые категории проживающих за границей), устанавливается именно на дату вступления в силу закона о гражданстве. Во-вторых, решение вопроса о гражданстве ребенка не безусловно: оно зависит от гражданства родителей («принцип крови»), их взаимного согласия на гражданство детей, а также от места рождения ребенка («принцип почвы») и т.п. В целом, это достаточно обширная группа норм, сложившаяся в особый вид (способ) приобретения гражданства, в особый субинститут. Поэтому признание гражданства или принадлежность к гражданству по рождению можно и практически удобнее рассматривать не среди способов приобретения гражданства, а среди категорий лиц, принадлежащих к гражданству, при этом, не указывая детей, останавливаясь только на генетических связях (потомки граждан).
Определяя принадлежность к гражданству, законы большинства государств, в том числе и государств СНГ, имеют в виду лишь общие условия, применяемые ко всем постоянно живущим на территории государства или к части населения, а также к пребывающим за границей лицам, имеющим устойчивую связь с данным государством.
Натурализация (укоренение) – это прием (принятие) в гражданство иностранца по его заявлению. Ее смысл состоит в том, что любой иностранный гражданин, при условии отказа от иностранного гражданства, или апатрид могут вступить в гражданство данного государства. В международной практике сложилось положение, согласно которому обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства.
Следует иметь в виду, что каждое государство самостоятельно устанавливает условия приема в его гражданство. Они обычно касаются определенного срока проживания в данном государстве, знания и уважения его языка, законов и т.п. Например соответствии с параграфом 1427 Титула 8 Свода Законов США, лицо может быть натурализовано, если заявитель прожил на территории США не менее пяти лет, после получения законного разрешения на проживание в США, проживал не менее 6 месяцев в штате, где подал заявление о натурализации, и «является лицом, обладающим высокими моральными качествами преданным Конституции Соединенных Штатов и благожелательно настроенным по отношению к действующему порядку и процветанию Соединенных Штатов».
В практике натурализации различают семейный и внесемейный порядок приобретения гражданства. Под внесемейным порядком понимают ординарный (обычный) порядок приобретения гражданства. Семейный порядок регулирует приобретение гражданства при вступлении в брак или усыновлении.
Наиболее часто здесь речь шла об изменении гражданства вступившей в брак женщины, причем нередко такое изменение носило автоматический характер. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 года в статье 1 установила, что правительства, подписавших ее государств, примут меры к тому, чтобы вступление в брак женщины или его расторжение не отражалось «автоматически на гражданстве жены». Вместе с тем «иностранка, состоящая замужем... может по праву приобрести по своей просьбе гражданство своего мужа».
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 972;