Французской революции конца XVIII века

 

Политико-правовые доктрины идеологов Просвещения нашли свое воплощение во Французской революции (1789-1794 гг.), в которой наблюдалось естественное размежевание политических сил. Наиболее четко программа была разработана якобинцами, которые представляли интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов.

Жан-Поль Марат (1743-1793) – политический дея­тель, ученый и публицист, автор ряда произведений, наиболее крупных из которых «Цели рабства» и «План уголовного законодательства».

Ж.-П. Марат выступает против деспотического абсолютизма, несущего обществу бесправие, нищету и страдания. Борь­бу народов против правителей, узурпировавших власть в государстве, мыслитель признавал закон­ной и справедливой. Самым верным средством дос­тижения цели считал восстание народных масс во главе с умелым руководителем, способным обеспе­чить победу.

Марат выступал за разделение политической вла­сти между должностными лицами, независимыми друг от друга, сдерживающими друг друга. Высшая власть должна принадлежать всему народу, который сам или через своих представителей осуществляет законодательство и контролирует его выполнение.

В работе «План уголовного законодательства» Ма­рат, развивая идеи, высказанные в труде «Цели раб­ства», большое внимание уделяет законам, их совершенствованию и правильному применению. Марат не выступает против законов вообще, так как без них на­ступили бы бедствия анархии, которые были бы еще хуже бедствий деспотизма. Но он не видит возможно­сти призвать гибнущих с голоду людей к уважению за­конов без оказания им необходимой помощи, способ­ной уберечь их от искушений, связанных с нуждой. Но законы должны быть не только справедливыми, яс­ными и точными; необходимо также их неукоснитель­ное соблюдение. Наказания должны быть соразмер­ны преступлениям, но не жестокими. Безнаказанность преступления опасна тем, что лишает законы силы.

В годы революции Марат становится приверженцем диктатуры, которая, по его мнению, необходима для уничтожения ее врагов и утверждения справедливо­сти и свободы. Диктатуре предписано использовать для этого не только разоблачения, но и террор, гиль­отину и петлю. Он полагал, что путем использования жестоких мер, против которых выступал ранее, уда­стся пресечь действия контрреволюционеров, защи­тить нацию от бедствий нищеты и ужасов войны.

Робеспьер Максимилиан Мари Изидор (1758-1794) – один из ведущих деятелей Великой французской революции. В 1793-1794 гг. фактически возглавлял правительство республики, являясь идеологом и руководителем революционной диктатуры. Для Максимилиана Робеспьера республика и демократия – понятия-синонимы. Демократия, по его мнению, – «это такое государство, где суверенный народ, руководимый им же самим созданными законами, делает сам все то, что возможно, и при помощи своих представителей – все то, что он не может делать сам». Робеспьер считал, что гражданская свобода является главной заботой конституционного правительства, индивидуальная и общественная свобода – условие и составляющая прав человека и гражданина.

По мнению мыслителя, три начала должны лежать в фундаменте политического союза: 1) охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей; 2) право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей; 3) верховенство власти народа в государстве. Если один из членов общества подвергается угнетению, то происходит угнетение всего общества. Если общество подвергается угнетению, то, соответственно, происходит угнетение каждого члена общества. Право на сопротивление является следствием других прав человека.

Робеспьер обосновал концепцию конституционного и революционного правительств. Четкое понимание различия их принципов и функций, по его мнению, важно для успеха революционных преобразований. «Цель конституционного правительства – сохранить Республику; цель революционного правительства – основать ее. Революция – это война свободы против ее врагов; Конституция – это режим победоносной и мирной свободы». Итак, революционное правительство требует чрезвычайных полномочий и деятельности, считает мыслитель, ведь действует в состоянии войны с внутренними и внешними врагами революции. Он является более энергичным и свободным в своих действиях, чем обычное правительство, и обязан придерживаться конституционных принципов во всех тех случаях, когда не нарушается гражданская свобода. Во всех других случаях гарантиями от произвола выступают только моральные и политические принципы. Таким образом, революционное правление – это деспотизм свободы против тирании. Робеспьер уподобляет террор справедливости, признавая террор единственным методом перехода к будущего республиканско-конституционного государства.

 








Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 386;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.