Общее представление о личности в психологии

Реальность, которая описывается термином «личность», про­является уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни «личина»), которые в античном театре были закреплены за опре­деленными типами действующих лиц («ревнивец», «завистник», «герой» и т.д.).

Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, лич­ность царя, судьи и т.д.). Иначе говоря, личность по первона­чальному значению — это определенная социальная роль или функция человека.

Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон кото­рых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В немецком, английском, французском языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека (в немецком и английском языке для этого существуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском, поня­тие личности не отделено от смыслового значения индивидуаль­ности (хотя, как мы видим, — слова разные). В «Толковом сло­варе русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова личность ха­рактеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социаль­ных и психологических свойств.

В значении слова «личность» можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, — несовпадение собствен­ных характеристик человека, его лица с содержанием роли, ко­торую он исполняет. Другой смысл — социальная типичностьизображаемого персонажа, его открытость другим людям.

Зафиксированная в слове и в произвольных от него терми­нах связь этих значений привела в последующем к представле­нию о том, что социально-содержательные характеристики чело­века несовместимы с реальными свойствами носителя этих ха­рактеристик. Соответственно и социальные функции лично­сти представлялись как не связанные с внутренними характе­ристиками психологических механизмов, обеспечивающих эти функции.

В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала им­пульс для развития представлений о личности как системе ро­левого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых со­циальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это на­шло свое выражение в так называемой ролевой теории личности, в которой она характеризуется главным образом через выполняе­мые ею социальные роли. В семье — это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе — определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обая­тельной женщины и т.п.

В психологии личности ролевая теория подвергается рез­кой критике. Известный психолог А.Н.Леонтьев писал, что «идея прямого сведения личности к совокупности «ролей», кото­рые исполняет человек, является — несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи — одной из самых чудовищных. Ко­нечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о «роли» полярного исследователя, «акцептированной» А.Нансеном: для него это не «роль», а мис­сия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него «ролью». «Роль» не лич­ность, а скорее изображение, за которым она скрывается» [82].

Критика подобного подхода в объяснении личности спра­ведлива, если личность сводить только к совокупности усвоен­ных ею социальных ролей. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ро­лей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных со­циальных действий, внутреннее отношение к ним. Личность — это не структура ролей и вообще не структура, а человек, кото­рый вовсе не сводится к игре в выбранные роли, не лицедейст­вует только. Человек как личность свободно и осознанно принима­ет ту или иную социальную роль, сознает возможные последст­вия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полно­ту ответственности за их результаты.

Понятие роли как способа социального поведения, приня­того в данном сообществе, является достаточно адекватным для первичного анализа реальных действий личности. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отноше­ний, реализуемых через определенные социальные роли. Од­нако социальные роли это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности.Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или не­принятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответст­венность за последствия своих действий характеризует человека как личность.








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 643;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.